Процесс главных немецких военных преступников в Нюрнберге
Вечернее заседание 27 ноября
// «Известия» № 280 (8890) от 27 11 1945 г. [4]
НЮРНБЕРГ, 27 ноября. (ТАСС). На вечернем заседании выступил защитник подсудимого Редера, который выразил недовольство тем, что представители обвинения намереваются нитровать «а суде протоколы допросов обвиняемых до того, как с ними ознакомилась защита. Кроме того, он возражал пропив того, что сегодня в речи обвинителя были приведены документы, которые не были указаны в списке документов, розданном накануне защитникам с указанием, что эти документы завтра будут цитироваться на суде. Вместе с тем. отвечая на предложение американского обвинителя Олдермена, защитник дал согласие на оглашение обвинителем части протокола допроса Редера и возразил против чтения в зале трибунала другой части этого протокола, поскольку он не успел переговорить на эту тему с обвиняемым Редером.

После этого слово получил американский обвинитель Олдермен, начавший свою речь с замечания, что см сейчас прочтет указанную защитником часть протокола допроса Редера, а завтра огласит вторую часть, поскольку к тому времени защитник успеет переговорить со своим подзащитным. Протокол допроса Редера касается изданной верховным командованием германского военного флота в 1937 году книги капитана Шусслера под названием «Борьба военно-морского флота против Версальского договора в 1919—1935 годах». На допросе Редер признал подлинность этой книги. Он признал также, что эта книга была издана под грифом «секретно» и распространялась только в узких морских — кругах. На вопрос обвинителя, кто одобрил издание этой книги, Редер ответил, что капитан Шусслер сказал ему, что напишет такую книгу. Во время допроса Редера выяснилось также, что Шусслер имел доступ к секретным морским архивам, которые он и использовал в своей книге.

Обвинитель, приобщивший книгу Шусслера к протоколам суда в качестве документального доказательства пунктов обвинительного заключения, относящихся к тайным германским вооружениям в нарушение Версальского и Локарнского договоров, подробно цитирует оглавление этой книги, поскольку не представляется возможным прочитать этот объемистый том полностью.

Части и главы этой книги носят следующие названия: Часть первая. Первые оборонительные меры против выполнения Версальского договора (от конца войны до оккупации Рура в 1923 году). Глава первая. Спасение береговых орудий от уничтожения. Глава вторая. Удаление артиллерийского оборудования и амуниции, ручного и автоматического оружия. Глава третья. Ограничение уничтожения на Гельголанде. Часть вторая. Мероприятия по вооружениям, проводимым тайно от правительства и несмотря на распоряжения (с 1923 года до случая с капитаном Ломаном в 1927 году). (Примечание редакции: Под случаем с капитаном Ломаном имеется в виду его деятельность по маскировке германских морских вооружений. Капитан Ломан организовал большое количество ассоциаций в Германии и за границей под видом спортивных союзов, клубов и так далее, где на самом деле готовились морские кадры. В свое время деятельность Ломана была разоблачена). Глава первая. Попытки увеличения личного персонала германского военного флота. Глава вторая. Меры по усилению патриотизма среди народа. Глава третья Деятельность капитана Ломана. Глаза четвертая. Подготовка к восстановлению германского подводного флота. Глава пятая. Строительство воздушных сил. Глава шестая. Попытки к усилению минного вооружения. Глава седьмая. Экономическое перевооружение. Глаза восьмая. Различные меры: а) морская аэронавигация, б) секретная разведка. Часть третья. Запланированные меры по вооружениям покрываются правительством, однако идут вразрез с законоположениями (от 1928 года до захвата власти в 1933 году). Часть четвертая. Перевооружение под руководством имперского правительства в замаскированной форме (с 1933 года до устранения ограничений в 1935 году).

Как уже указывают названия частей и план этой книги, — сказал обвинитель, — Германия начала вооружения на море, вопреки запрещению Версальского договора, сразу же после окончания первой мировой воины. В книге говорится, что Германия тайно строила подводные лодки в Голландии, Испании и Финляндии. Подсудимый Редер на допросе подтвердил это. Он пытался объявить необходимость частичных морских вооружений Германии опасностью, угрожавшей ей со стороны Польши, а также со стороны Франции. Обвинитель Олдермен приводит документ, согласно которому социал-демократ Носке, бывший вскоре после первой мировой войны военным министром, предложил замаскировать морской судостроительный департамент под высшую техническую школу в Берлине.

Немцы спасли от уничтожения 180 орудий, а контрольная комиссия союзников была введена в заблуждение. Редер на допросе признал, что Германия тайно готовила кадры военно-морского флота в Голландии, Финляндии, Испании И Аргентине. Первая подводная лодка водоизмещением в 50 тонн была построена в Испании в обход Версальского договора, В этих же странах готовились морские летчики. Существовал черный фонд, выделенный для строительства флота.

Обвинитель приводит документ, представляющий собой запись беседы Гитлера с Редером от 2 ноября 1934 года. Во время этой беседы Редер заявил, что предусматриваемый для вооруженных сил фонд на 1935 год составляет лишь часть нужной суммы и что поэтому флот, возможно, не выполнит своих планов. Гитлер ответил на это, что вряд ли удастся существенно увеличить фонд, однако в случае необходимости он даст приказ Лею выделить 120—150 миллионов марок из фондов «рабочего фронта» в распоряжение военно-морского флота. Далее в беседе с Герингом и со мной, — записывает Редер, — Гитлер заявил, что он считает крайне важным увеличить флот до запланированных размеров, поскольку нельзя вести цикл кой войны, если флот будет не в состоянии обеспечить охрану подвоза железной руды из Скандинавии. Гитлер также согласился с Редером относительно необходимости строительства подводных лодок.

Обвинитель цитирует ряд приказов, подписанных подсудимым Редером, в которых даются указания, как маскировать морские вооружения. Так, например, строительство военных кораблей проходило по документам и приказам как строительство транспортных судов. Обвинитель цитирует секретнейший документ, составленный в Берлине 18 февраля 1938 года в штабе морского командования. В этом документе содержатся данные о подлинном тоннаже германских линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау» и тоннаже, указанном для британских властей. «Шарнхорст» имел тоннаж 31.300 тонн, а указано было 26.000 тонн. Корабль под названием «Х-1» имел тоннаж 56.200 тонн, а указано было 46.850 тонн. В этом документе строжайше запрещается указывать в каких-либо докладах больший тоннаж, чем тот, который, возможно, будет указан Англией, Японией или Россией с тем, чтобы не дать сведений о подлинных размерах германских вооружений.

Обвинитель привел также документ германского морского командования, в котором даются подробнейшие инструкции о способах маскировки германских морских вооружений.

Далее обвинитель переходит к вопросу о захвате Германией Рейнской области вопреки статьям Версальского договора. Указав, что Германия уже в 1935 гаду восстановила обязательную воинскую повинность, обвинитель приводит подписанный генерал-фельдмаршалом Бломбергом 2 мая 1935 года документ, содержащий директиву командования сухопутной армии, военно-морского флота и воздушных сил о проведении оккупации Рейнской области. Вся эта операция в приказе была замаскирована под названием «обучение». Операция по занятию Рейнской облаете должна была начаться после получения приказа провести обучение. Такие приказы отдавались в то время, когда Гитлер уверял весь мир, что Германия не имеет никаких территориальных притязаний в Европе и что она уважает Версальский и Локарнский договоры.

Обвинитель цитирует выступление Гитлера в рейхстаге 22 мая 1935 года, в котором он заявил, что Германия пунктуально выполнит Версальский и Локарнский договоры. Однако 7 марта 1936 гада Германия оккупировала Рейнскую область и нарушила таким образом эти договоры. Пытаясь оправдаться в глазах общественного мнения, Гитлер поте»! цинично заявлял, что Локарнский договор потерял свою силу в виду заключения франко-советского и чехословацко-советского пактов. После занятия Рейнской области Гитлер вновь заявил, что Германия не имеет никаких территориальных притязаний в Европе. Однако Германия тотчас же начала готовиться к захвату Австрии. К моменту захвата Рейнской области Германия уже имела 12 корпусов и 36 дивизий, хотя Версальский договор ограничивал численность рейхсвера 100 тысячами человек.