ПАРИЖ, 1 ноября. (ТАСС). Как известно, 18 октября Эттли, выступая в палате общин, сказал, что он не может предать гласности заявление бывшего начальника генерального штаба немецкого верховного командования Кейтеля, сделанное им во время его допроса, так как «имелось множество показаний подобного рода, сделанных немецкими высшими офицерами. Эти офицеры, возможно, действовали таким образом по причинам подозрительного характера, и поэтому опубликование нескольких частных показаний могло бы привести к неправильным выводам».
Газета «Фрон насьональ», считая мнение английского премьер-министра «необоснованным и неубедительным», опубликовала в номере от 1 ноября полный текст допроса Кейтеля, заимствованный газетой «из официального доклада».
«Вопрос: Была ли Германия подготовлена к мировой войне в момент мюнхенского кризиса?
Ответ: Нет, так как до того момента мы еще не провели никакой стратегической и тактической подготовки.
Вопрос: Если бы Франция и Англия не согласились на мюнхенское предложение, произвела бы тогда Германия военное нападение?
Ответ: Я думаю, что это было маловероятным, так как, — я уже об этом говорил, — в тот момент мы не были подготовлены к войне, и особенно если бы Франция выполнила свои обязательства в отношении Чехословакии».
Далее Кейтель заявил, что «когда в мае 1938 года немецкие, войска оккупировали Австрию, то обсуждался вопрос об опасности проведения мобилизации в Чехословакии, и сам Кейтель сообщил фюреру, что если бы Чехословакия провела мобилизацию, то Германия не смогла бы занять Австрию». Приводим далее продолжение официального доклада:
«Вопрос: Консультировался ли с вами фюрер до встречи его с Чемберленом относительно военного потенциала Германии?
Ответ: Нет. Ему хорошо были известны чисто материальные возможности страны, и он знал, что в момент Мюнхена мы не были подготовлены к войне.
Вопрос: Каковы были бы военные последствия, если бы Англия, Франция и Советский Союз стали на сторону Чехословакии и если бы были прерваны переговоры с Германией и Италией, которые привели мюнхенскому пакту?
Ответ: Против подобной коалиции военные силы Германии были бы совершенно неравными. Выступить в тот момент было бы безумием.
Вопрос: Являлось ли устранение Советского Союза из европейских дел политической целью мюнхенского пакта?
Ответ: Да. Чехословакия рассматривалась как возможная военная база для Советского Союза со всеми вытекающими самыми опасными стратегическими последствиями».
На следующий день Кейтель уточнил свое заявление:
«Я желаю добавить кое что к сказанному мною вчера относительно военной подготовки Германии в тот период. Если бы вместо Мюнхенской конференции произошло объединение Англии Франции и Советского Союза, то для Гитлера было бы совершенно невозможно нанести удар».
Комментируя этот документ, газета «Фрон насьональ» пишет: «Этот документ, вошедший в историю, подчеркивает, какая опасность могла бы снова угрожать нашей стране, если бы сторонникам западного блока удалось навязать свою политику. Их теория — это лишь простая маскировка мюнхенской лжи. Известно, к чему эта ложь нас привела».