Странная картина финляндской юстиции
// «Правда» № 289 (10060) от 5 12 1945 г. [4]
Суд над главными военными преступниками Финляндии отсрочен, а четверо из этих преступников: Таннер, Рейникке, Кукконен и Кивимяки, решением суда освобождены от предварительного заключения. Отсрочка судебного процесса, которого так давно, и с таким нетерпением ожидают широкие слои финского народа, и странное освобождение из-под ареста важных преступников не могли не вызвать в демократических кругах Финляндии тревожного недоумения и решительного протеста. Правительству Финляндии понадобилось слишком много времени для того, чтобы предать суду сообщников гитлеровской Германии, втравивших финский народ в бедственную для него и преступную войну против Советского Союза и всех миролюбивых народов. Но уж и после того, как, наконец, преступники были преданы суду, начинаются такие действия, которые ставят под сомнение всю судебную процедуру.

Как известно, по статье 13-й соглашения о перемирии между СССР и Англией, с одной стороны, и Финляндией, с другой, «Финляндия обязуется сотрудничать с Союзными державами в деле задержания лиц, обвиняемых в военных преступлениях, и суда над ними«.

Выполнение этой статьи не представляло никаких трудностей для финского правительства. Главные виновники преступной войны известны. Их преступления очевидны. Имена Рюти, Таннера, Рангеля, Линкомисса, Рамсая, Кукконена, Рейникке, Кивимяки и их сообщников в первый же день после заключения перемирия были на устах народа. Тем не менее прошло более года, прежде чем виновники были задержаны, арестованы и преданы суду.

Чем можно было объяснить эту медлительность финского правосудия? Никаких внешних препятствий не было и нет. Было лишь упорное сопротивление со стороны тех кругов финского общества, которые до сих пор не распростились со своими профашистскими симпатиями, не хотят признать свою вину и ответственность за участие Финляндии в разбойничьей войне Германии и ее сателлитов против Советского Союза и других демократических держав. Неискренне, неохотно эти круги выполняют условия перемирия и фактически саботируют их.

Многим известно, что к этим же кругам, между прочим, принадлежит и допущенный к защите Рюти один из его подручных, бывший посланник Финляндии в США Прокопе, широко зарекомендовавший себя своей враждебной Советскому Союзу деятельностью и давними связями с гитлеровскими кругами. За его профашистскую, подрывную деятельность Прокопе было предложено в июне 1944 года покинуть пределы США. В официальном заявлении Государственного департамента о причинах высылки Прокопе было указано, что Прокопе и его помощники «проводили деятельность, враждебную интересам США«. А теперь этому матерому финскому гитлеровцу, который сам должен был бы сидеть на скамье подсудимых, разрешена защита одного из главных финских военных преступников — Рюти.

Обвинительное заключение содержит тяжкий, уличающий преступников материал. Документами ж неопровержимыми фактами установлено, что Рюти, Таннер, Линкомиес, Рангель, Рамсай, Кукконен, Рейникке, Кивимяки, стоявшие у власти перед войной и во время войны, вступили без ведома народа, без ведома сейма в преступные тайные сношения с гитлеровцами, взяли на себя в нарушение нейтралитета и договоров с демократическими державами обязательства содействовать Германии в ее разбойничьих замыслах, спровоцировали войну против Советского Союза и Англии, вели эту войну с захватническими целями. Эта бесчестные правители проваливали всякие предложения, которые делались финскому правительству о выходе Финляндии из войны.

Данные и выводы обвинительного заключения ныне подтверждены уже опубликованными материалами Нюрнбергского процесса над военными преступниками Германии. В известном «плане Барбаросса« правителям Финляндии уделено видное место, как участникам преступного заговора против свободы и независимости народов Европы. Рюти и Таннер выступают, как прямые сообщники Гитлера, и тот судебный процесс, который должен состояться в Хельсинки, примыкает прямо и непосредственно к процессу в Нюрнберге. В разделе II «Возможные союзники« в пункте 3 «плана Барбаросса« сказано: «Финляндия должна прикрывать наступление немецкой группы «Север« (группа 19-я), идущей из Норвегии. Финляндия будет сотрудничать с этими войсками. Кроме того, Финляндия будет ответственна за уничтожение Ханко«.

В разделе III «Оперативные планы« сказано о немецких войсках:»,..вместе с финскими войсками они могут нажимать в направлении Мурманской железной дороги и пересечь линию снабжения в районе Мурманска... Основной массе финской армии будет дана задача сковать наибольшие русские силы, атакуя западнее или по обеим сторонам озера Ладога и захватить Ханко. Это должно быть сделано в соответствии с продвижением германского северного фланга«.

Этот документ, датированный декабрём 1940 года, подтверждает выводы обвинительного заключения против Рюти, Таннера и других, что задолго до войны правители Финляндии находились в преступном сговоре с правителями фашистской Германии.

«План Барбаросса« был выполнен в части, касающейся Финляндии, и финские вооружённые силы в соответствии с соглашением, заключённым между Германией и Финляндией в тайне от народа, поступили в полное распоряжение германского командования.

За преступления подобного рода, которые нельзя именовать иначе, как изменой своему народу и предательством своего государства в других странах виновники уже поплатились своей головой по приговору суда. Расстреляны Лаваль и Квислинг. Понесли суровую кару соучастники фашистского заговора в других странах. Вина Рюти и Таннера не меньше. Они были агентами Гитлера в Финляндии. Они служили не своей стране, а интересам немецко-фашистского разбоя.

Ни финский народ, ни другие народы не могут примириться с безнаказанностью военных преступников Финляндии. Финский суд, которому была доверена высокая задача наказания преступников, оказался далеко не на высоте. Освобождением Таннера и других он фактически предрешает свой приговор еще до разбора дела. Статья 13-я соглашения о перемирии требует сотрудничества с Союзными Державами в деле задержания лиц, обвиняемых в военных преступлениях. Освободив обвиняемых, суд идет вразрез с прямым требованием договора о перемирии.

Такими действиями суд может подорвать доверие к себе. Он может поставить под сомнение и решимость правительства Финляндии честно выполнить условия соглашения. Легкомысленно поступает та часть финской печати, которая встает на путь поощрения действий, явно несовместимых с обязательствами, которые взял на себя финский народ.

В дни, когда внимание народов приковано к судебному процессу в Нюрнберге, нельзя превращать в судебный фарс процесс в Хельсинки. Нет двух мерок для преступных сообщников одной и той же банды. Рюти и Таннер были соучастниками тех преступных дел, которые совершали Геринг и Гесс.

Понятна тревога широких масс финского народа. В Финляндии происходят собрания, на которых честные граждане, не желающие продолжения политики авантюр, протестуют против отсрочки суда и освобождения подсудимых. На собрании в городе Турку (Або) присутствовало около 12 тысяч человек. Собрание приняло резолюцию, осуждающую тех членов суда, которые сочли возможным принять решение об освобождении Таннера, Рейникке, Кукконена и Кивимяки. Такое решение, говорится в резолюции, сводит к нулю все старания правительства, сейма и большинства финского народа, направленные на добросовестное выполнение соглашения о перемирии. Будем надеяться на то, что победит здравый смысл финского народа, и попытки реакционных кругов сорвать выполнение условий соглашения о перемирии, сорвать суд над виновниками войны окончатся провалом.