Самолёт приземляется, и через несколько минут мы мчимся но улицам старого немецкого города. Отдадим должное американским летчикам: попадания их бомб были достаточно точны. Город основательно разрушен, скелеты домов подчеркивают и без того мрачную панораму города с его готическими зданиями, средневековыми рвами, замками и унылыми кирхами.
Во Дворце юстиции, на одной из главных улиц города — Фюртсрштрассе, в здании областного суда (оберландегерихт) заседает Международный Трибунал. Это длинный коричневато-розовый дом с неизменной черепичной крышей и скучными очертаниями. Американские танки дежурят у его подъездов, часовые всех союзных наций застыли на своих постах у подъездов суда. На третьем этаже в небольшом зале идет заседание трибунала. Зал двухсветный, но окна его зашторены, и все залито искусственным светом. На скамьях прессы, кажется, представители всего мира. Английские, русские, американские, французские. чехословацкие, бельгийские и всякие другие писатели и журналисты сидят на своих местах.
Суд идет.
Сегодня сотрудники главного обвинителя от США Джексона продолжают докладывать трибуналу многочисленные документы, подтверждающие обвинения, которые выдвинул против подсудимых в своей вступительной речи американский обвинитель.
Предъявление всех этих документов суду идет по заранее обдуманной системе. Вчера один из помощников Джексона Альбрехт сделал суду подробный доклад о. структуре нацистской партии и правительства 3-го рейха. Свой доклад Альбрехт иллюстрировал тщательно разработанными схемами, одна из которых была смонтирована на стене судебного зала в виде огромной карты.
Схема разбойничьего гитлеровского империализма, опутавшего, как спрут, всю Германию и охватившего после прихода Гитлера к власти всю жизнь страны, была продемонстрирована суду.
К разделу «Нацистский заговор» американцы представили огромное количество подлинных документов.
«Методы и доктрины конспирации», «Домогательства к захвату полного контроля над Германией», «Захват контроля и использование для своих политических целей государственной машины», «Воспитание молодёжи в фашистском направлении «, «Пропаганда и подчинение нацизму всей культурной жизни страны», «Уничтожение противников фашизма и нацистский террор», «Уничтожение профсоюзов и захват контроля над трудом», «Преследование церкви», «Милитаризация нацистских организаций», — вот перечень заглавных тем и разделов, но которым идет представление документов. Подавляющее их большинство представляет собой подлинные программы, приказы, инструкции, законы, протоколы и т. д. нацистской партии и различных гитлеровских органов и учреждений. Горы всех этих документов последовательно вручаются суду, и обзор наиболее важных из них делается докладчиком вслух.
Такова процедура предъявления доказательств после вступительных речей главных обвинителей.
Суд идет!.. Сколько месяцев и лет ждали этих слов народы Европы, стонавшие под кровавым гитлеровским сапогом, узники бесчисленных концлагерей и застенков, жертвы гестапо и СД, сотни тысяч и миллионов замученных, запоротых, заживо сожженных, повешенных, удушенных газами, отравленных и расстрелянных людей, жертвы невиданного в истории человечества фашистского террора!
И вот он пришел, этот суд, и вот он Наступил, этот день, такой долгожданный и выстраданный. И весь мир следит за процессом, и внимание всем мира сосредоточилось, как в фокусе, в этом маленьком зале на Фюртерштрассе, где доблесть и воля народов посадили на скамью подсудимых страшных атаманов гитлеровских банд.
НЮРНБЕРГ.