— Их содержание не предполагало нормального поддержания жизни, — говорит Виктория Каяева, главный документовед центрального архива Министерства обороны РФ.
В своих показаниях чудом выжившие в лагере военнопленных в Демьянске, под Великим Новгородом свидетельствует: осенью 41-го года 13 тысяч человек просто согнали в поле и обнесли колючей проволокой, так они прожили до зимы.
— Позднее были устроены бункеры-землянки для военнопленных, в которые загоняли по 70–80 человек. В этих условиях не только лежать, но и сидеть негде было, а поэтому большинству военнопленных приходилось спать стоя. Первые несколько дней военнопленных вовсе не кормили. Затем им разрешили по 10 человек выходить под конвоем за пределы проволочного ограждения и копать картофель на ближайших огородах. Картошку съедали с шелухой.
— Те каторжные работы, на которые их направляли, даже они были неким шансом, чтобы выжить. Тех, кто работал, кормили чуть получше, чем тех, кого на работу не отправляли, — продолжает Виктория Каяева, главный документовед центрального архива Министерства обороны РФ.
По свидетельским показаниям узника лагеря, врача Гринбаума, позже тех, кто не мог работать, стали убивать. А потом стали убивать любого за малейшую провинность. К этому добавилась эпидемия тифа. Фотографии, найденные в архивах, сделаны охранниками в этом лагере. К следующей весне из 13 тысяч узников в Демьянске в живых осталось 700 человек.
Зимой 43-го Советская Армия нанесла сокрушительный удар по гитлеровцам в Сталинграде. Наступил перелом в войне. Фашистов стали теснить по всем фронтам. Но тогда под Сталинградом наши военные увидели то, что оставили отступающие фашисты на месте лагеря советских военнопленных в деревне Алексеевка. На площади почти в пять тысяч квадратных метров обнесенных колючей проволокой нацисты устроили бойню.
— При осмотре трупов установлено, большинство трупов с разбитыми черепами, распоротыми животами, отрубленными головами, ногами, руками. Много трупов обожженных, с подпаленными пятками.
Это свидетельства из лагерей на территории Польши под селом Сухожебры, куда в самом начале войны свозили тысячи советских военнопленных, включая высших офицеров.
— Жители деревни Сухожебра, соприкасавшиеся с жизнью лагеря, утверждают, что только в отделении «А» ежедневно погибало от голодной смерти, от расстрелов и убийств до 200–300 человек. Эти данные подтверждаются показаниями свидетелей.
Так вывозили трупы по показаниям местных жителей все время существования лагеря. Наиболее активно, когда немцы начали отступать.
— Свидетель Боньский показал, мы вывозили трупы на 35 фургонах, каждый из которых делал по два рейса. Всего в тот день мы вывезли около 700 трупов. И зарыли в одну яму, — читает Виктория Каяева, главный документовед центрального архива Министерства обороны РФ.
Советская Армия наступала, и к осени 1944 года военнопленные в лагере были уничтожены полностью. Остались лишь свидетельства того, как некоторые гибли, предпочитая смерть дальнейшим издевательствам.
— Понимая, что неминуемая гибель — это то, что их ждет впереди, большая группа из отделения днем в августе месяце в отчаянии с криком «ура» бросилась на проволоку, которая ограждала лагерь. Они были расстреляны, и вот их трупы в назидание остальным не убирались еще несколько дней, — рассказывает Виктория Каяева, главный документовед центрального архива Министерства обороны РФ.
Лишь после Победы над нацизмом человечеству предстояло узнать об Освенцеме, Бухенвальде, Дохау, Собиборе и других фабриках смерти. О том, что по плану нацистов целые народы к востоку от Германии планировалось уничтожить или превратить в рабов. О том, что наша страна потеряла в этой войне больше 25 миллионов человек. Без найденных в архивах свидетельств о планомерном уничтожении советских военнопленных нацистами картина геноцида нашего народа была бы далеко не полной. По последним данным, речь идет трех миллионах погибших.