Для горожан в возрасте от 16 до 60 лет вводилась обязательная трудовая повинность. Труд женщин и чернорабочих оценивался в 80 коп. за час, рабочие низкой квалификации получали по 1 рублю, квалифицированные рабочие – по 1 руб. 70 коп. За неявку на работу людей лишали продовольственного пайка, подвергали штрафу, привлекали к более строгим принудительным работам.
Продовольственное снабжение горожан было много хуже даже минимального уровня. В соответствии с нормами выдачи для жителей г. Брянска на начало 1942 г. нетрудоспособные получали 1 кг хлеба на неделю, работающие – на 200 г больше, дети до 14 лет – всего 0,5 кг на неделю. Жиров, мяса и соли нетрудоспособным и детям не выдавалось вообще, а работавшие получали по 50 г. жиров и мяса и 10 г соли в неделю. Но даже такие скудные нормы не были стабильными. К примеру, в феврале 1942 г. хлебные пайки были отменены для всего неработающего населения г. Брянска (кроме детей).
Вступив в Брянск, немецкие части начали массовые аресты жителей. В основном это были старики, женщины и дети. В первую очередь арестовывались представители советско-партийного актива и их семьи.
ОВРАГ ВЕРХНИЙ СУДОК
Уже после освобождения Брянска от оккупантов, в период с 18 по 25 сентября 1943 года, чрезвычайной комиссией было установлено и в соответствующем акте отражено, что советско-партийный актив и военнопленные загонялись в сараи, где содержались в голоде и холоде. Из сарая захваченные на улицах люди выводились со связанными руками сзади, группами по 30–50 человек, а иногда и до 100 человек, на правый склон оврага Верхний Судок в его разветвление, примыкающем к сараям бывшей колонии ИТК № 10 или с противоположной стороны к аэродрому, ставились лицом к яме и расстреливались из пулеметов или автоматов.
Подавляющее число трупов (речь идет о 3500 людей) было зарыто здесь же, в яме, длиной 90 м, шириной 7 м и глубиной от 2 до 4 м. Некоторая часть убитых зимой 1941–1942 гг. слегка засыпалась снегом, а в апреле месяце 1942 г. после таяния снега трупы были собраны, заминированы и взорваны. Остатки одежды, обуви, головных уборов и кости скелетов валялись там до конца оккупации.
В ответвлении оврага Верхний Судок, лежащего прямо против сараев (бывшей Колонии ИТК № 10) в верхней части плато членами комиссии по расследованию немецко-фашистских злодеяний были обнаружены три ямы, наполненные трупами. Первая яма в бывшем окопе длиной в 32 м, шириной 1,5 м, глубиной 2 м. В ней были находились 130 человек. Две остальные были расположены перпендикулярно первой. Одна – длиной 20 м, шириной 2 м, глубиной 3 м. В ней было 150 трупов человек. Вторая – длиной 15 м, шириной 1,6 м, глубиной 2 м. В ней было еще 90 человеческих тел. Итого 370 убитых.
Кроме того, рядом несколько ниже по склону оврага, на дне его, была обнаружена еще одна яма длиной 25 м, шириной 14 м, глубиной 3,5 м, где были зарыты 830 человек.
Правее этой ямы у обрыва оврага против переулка, ведущего на Советскую улицу, находили другие три ямы: одна из них – длиной 10 м, шириной 4 м, глубиной 2,5 м – содержала 250 человек, вторая – длиной 12 м, шириной 4 м, глубиной 3 м – 216 человек, третья – длиной 11 м, шириной 3 м, глубиной 2 м – 102 человека. Всего 568 человек.
В районе этого же оврага на левой стороне, примыкающей к аэродрому и выходящей к улице 9 января, был расположен лагерь военнопленных рядового и офицерского состава РККА. В нем содержались до 5000 человек. Ужасные условия содержания военнопленных приводили к высокой смертности. Помимо расстреливаемых, умирало ежедневно от 50 до 200 человек. Трупы расстреливаемых и умерших от истощений и пыток немецкие солдаты по указанию их офицеров сваливали в крутой овраг. В сентябре 1943-го были обнаружены в двух ответвленных оврагах 7 ям. В них находились тела 1510 человек.
В этом же районе в трех воронках от разрыва фугасных бомб были похоронены 100 расстрелянных партизан.
ЛЕСНЫЕ САРАИ
На территории, именуемой Лесные сараи, в овраге рощи и восточной части г. Брянска обнаружены три ямы с трупами расстрелянных и замученных гитлеровцами советских граждан, подозреваемых в участии в партизанском движении, привезенных из г. Бежицы и других окрестных городов и сел. Всего 1215 человек.
БРЯНСК-2
В районе п. Брянск-2 по правой стороне дороги из Брянска в Карачев против больничного городка, на территории Пробного Поля, в удалении от указанного шоссе на 200–500 м обнаружено 14 ям, наполненных трупами в количестве 7500 человек: стариков, женщин и детей, преимущественно еврейской и цыганской национальностей.
ДРУГИЕ МЕСТА
При вскрытии ямы, расположенной вдоль дороги, ведущей из больничного городка в лес, обнаружено 768 трупов, среди которых старики, женщины и юноши. Трупы поголовно нагие, расстрелянные в затылочную часть черепной коробки. В остальных вскрытых ямах, расположенных на запад от первой, на песчаных бугорках обнаружены разложившиеся трупы расстрелов 1941–1942 гг. Число жертв в них не было установлено.
НАШЕ ВРЕМЯ
Дело о геноциде нацистов на территории Брянской области было начато 14 июля 2022 года. Его инициировал прокурор Брянской области А.П. Войтович для восстановления исторической справедливости в интересах государства и родственников мирных жителей и военнопленных.
Обращению в суд предшествовала многодневная кропотливая работа Прокуратуры Брянской области, Следственного Комитета и ФСБ России по формированию доказательной базы: сбор показаний свидетелей, экспертных заключений и изучение архивных документов, свидетельствующих о массовом уничтожении ни в чем не повинных мирных жителей и военнопленных на оккупированной Брянщине.
Следственным комитетом РФ в рамках расследования уголовного дела о геноциде в годы Великой Отечественной войны установлены факты целенаправленного массового уничтожения немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками мирного населения и военнопленных на оккупированной территории Брянской области.
ХАЦУНЬ
Следствию известно о массовых расстрелах жителей деревни Хацунь. Только в октябре 1941 года по приказу нацистского командования немцы уничтожили 318 мирных граждан, среди которых 60 детей в возрасте от двух до 10 лет.
ДУЛАГ-142
Также установлено, что в годы войны в Брянске действовал пересыльный лагерь для военнопленных и гражданского населения «Дулаг-142», в нем содержались не менее 80 000 человек, 40 000 из которых были замучены и захоронены.
Пленный военный врач Миминошвили так рассказывал о лагере: «Первые две недели немцы не кормили пленных. Затем примерно неделю кормили так: офицер на нагруженной гнилым мясом телеге заезжал в лагерь и бросал куски мяса. Голодная толпа военнопленных набрасывалась на выпачканное в грязи мясо, а сопровождавшие телегу офицеры и солдаты открывали по толпе огонь из пулеметов и автоматов. После этого стали кормить пленных неочищенной гречихой, в результате чего в лагере массово распространились заболевания гангреной прямой кишки».
Миминошвили свидетельствовал о ежедневной гибели 200–250 человек. Трупы, нагруженные на сани, сами военнопленные вывозили на кладбище. Помимо того что люди умирали от голода, их подвергали избиениям, расстреливали.
Комендант «Дулага-142» майор Вейзе лично расстрелял около 200 военнопленных и примерно столько же забил до смерти. Во время перегона военнопленных из лагеря в Брянск было расстреляно 72 человека.
Всего, по имеющимся данным, за время оккупации Брянской области немецко-фашистские захватчики и их пособники убили порядка 278 тысяч мирных советских граждан и военнопленных.
28 июля 2022 года Брянский областной суд признал геноцидом уничтожение мирного населения на территории Брянской области