Кроме того, считает он, необходимо дополнить закон положениями о запрете реабилитации и пропаганды нацизма, об обеспечении защиты исторической правды, противодействии фальсификации фактов истории, как это уже частично предусмотрено в уголовном законодательстве России.
Генпрокурор отметил, что стоит задача сохранить историческую память о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны. Он напомнил, что «в России имеется достаточно широкая нормативная база, составляющая правовую основу борьбы с проявлениями нацизма, однако реалии сегодняшнего дня требуют ее совершенствования».
Краснов подчеркнул, что и по прошествии 75 лет опыт Нюрнбергского трибунала не утратил своей уникальной ценности. Соглашение о судебном преследовании главных нацистских преступников было заключено в результате совместной титанической работы всех сторон антигитлеровской коалиции, а предметом особой профессиональной гордости стала работа на Нюрнбергском процессе команды государственных обвинителей от советской стороны, которые выполнили свою задачу на высочайшем уровне с соблюдением всех международных норм. «Сильная и убедительная речь на трибунале Главного обвинителя от СССР Романа Андреевича Руденко была услышана во всех государствах на планете и оказала огромное влияние на оценку этих событий», — заметил Краснов.
«Приговор трибунала содержит бесспорное подтверждение факта массового истребления населения Советского Союза в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов нацистами и их пособниками, — отметил он. — Однако в последнее время наблюдается тенденция, когда отдельные политические силы стремятся пересмотреть результаты Второй мировой войны, подвергают вольной интерпретации имеющиеся исторические факты, а нередко откровенно фальсифицируют события с целью преуменьшить заслуги Советского Союза в разгроме фашистской Германии. Предпринимаются попытки героизации нацизма, выносятся различного рода заявления и резолюции, в которых вместо однозначного осуждения фашистов и их приспешников, геноцида народов, говорится о неких «преступлениях тоталитарных режимов».
Он подчеркнул, что «Россия всецело заинтересована в незыблемости принципов Нюрнбергского трибунала, заложивших основы развития международного гуманитарного, уголовного права и правосудия на многие годы вперед».
По словам Краснова, Россия может в ближайшем будущем снять грифы секретности с архивных материалов для расследования преступлений нацистов против мирного населения в годы Великой Отечественной войны на территории 22 регионов страны.
«Для установления всех преступлений немецко-фашистских захватчиков организовано изучение и рассекречивание архивных фондов еще в 22 субъектах Российской Федерации», — сообщил генпрокурор.
«Сегодня в рамках реализуемого в стране проекта «Без срока давности» Генеральной прокуратурой совместно с другими правоохранительными ведомствами принимаются меры по установлению обстоятельств вновь выявленных преступлений нацистов против мирных жителей», — подчеркнул Краснов. На основании рассекреченных архивных материалов о преступлениях участников нацистских карательных отрядов на территориях Карелии, Крыма, Краснодарского края, Ленинградской, Новгородской, Псковской и Ростовской областей уже возбуждено шесть уголовных дел, сообщил он. Генеральная прокуратура осуществляет надзор за их расследованием.
Краснов подчеркнул, что наряду с осуществлением уголовного преследования «приняты меры в рамках гражданского судопроизводства для разрешения вопроса об установлении юридического факта и признании этих злодеяний военными преступлениями против человечества, геноцидом советского народа».
Первое такое решение в российском судопроизводстве вынесено по иску прокурора в октябре 2020 года, напомнил Краснов. «Жесточайшая расправа фашистов над мирными жителями и военнопленными в 1942–1943 гг. у деревни Жестяная Горка в Новгородской области, в результате которой всего было убито свыше 2,5 тыс. человек, признана военным преступлением и преступлением против человечества, как они [преступления] определены в уставе Нюрнбергского международного военного трибунала и подтверждены резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН от 1946 года, а также [признана] геноцидом народов Советского Союза», — подчеркнул генпрокурор.