По существу процесс подвел итог преступной деятельности представителей польской реакции, в течение многих лет боровшихся против СССР и предававших интересы своего народа. Перед судом предстали обломки старой Польши, которая нить веков вела кровавую междоусобицу с русским народом, шла походами на Москву и Киев, захватывала земли Украины, Белоруссии, Литвы, сама не жила и другим не давала жить в мире. Эта Польша потрепанных шляхтичей и заносчивых рыцарей империалистического разбоя рухнула, потерпела крушение в войне, — лишь обломки крушения разбросало по свету, занесло в Лондон, в Америку. Демократические ярлыки, которыми прятались полуфашистские молодчики, ничего нс могли изменить ни в направлении, ни в методах их подлой деятельности.
В Окулицких и Янковских, прошедших перед советским судом, нетрудно было узнать «деятелей» того же направления и пошиба. Люди различных взглядов, представители различных политических партий и групп, они объединились в своей ненависти к Советскому Союзу. Ненависть толкала их на старую игру, на поиски союза с Германией, с немецкой военщиной, с чертом, дьяволом, кем угодно, — тишь бы союз был направлен против Советской страны. Ненависть толкала их на провокации, на диверсии против Красной Армии, на создание террористического подполья с боевыми отрядами — костяком той армии, которую они готовили и нацеливали на войну против советского народа. Польское эмигрантское «правительство» в Лондоне направляло их деятельность, слало директивы, вовлекало в свою роковую игру тех, кого можно было поймать на удочку ненависти к Советскому Союзу.
На суде они, пойманные с поличным, твердили о том, что их политическая «стрелка была переведена не на тот путь», что они совершили «несомненные ошибки, приведшие к прямым преступлениям». Не только преступления, но и сама логика преступной борьбы была раскрыта на суде, — та логика, которая выражена в старой мудрой пословице: коготок увяз — всей птичке пропасть...
Большое международное значение процесса состоит в том, что на нем уликами, документами, свидетельскими показаниями, наконец, признаниями самих обвиняемых была полностью разоблачена вся клика польских реакционных зубров — от эмигрантского «правительства» в Лондоне до низовых звеньев в польском подполье.
В Лондоне — заправилы и вдохновители, в «Армии Крановой» и организации «НЕ» — Окулицкие и Янковские, а на коммуникациях Красной Армии, в ее тылу — диверсанты, убийцы, шпионы.
Такими предстали перед общественным мнением всего мира осколки старой «санационной» Польши, обломки се исторического крушения. Пусть это — осколки разбитого вдребезги, но в этих осколках отразился весь политический курс польской реакции с ее стремлением сделать Польшу новым изданием «досентябрьской Польши», барьером против СССР, очагом постоянной военной угрозы. Фашистские элементы польской эмиграции держат курс на сохранение германского милитаризма, на блок с ним для борьбы против СССР в будущем.
Сейчас они видят свою задачу в том, чтобы внести разлад между странами демократической коалиции, сорвать созидательную работу Соединенных наций по послевоенному устройству мира, по ликвидации немецкой и обузданию всякой иной агрессии. Во исполнение этой задачи отдавались приказы о фиктивном роспуске «Армии Крайовой», создавались подпольные военно-террористические отряды, требовались шпионские сведения. И вот почему Окулицкие, Янковские и иже с ними оказались на скамье подсудимых.
Они доигрались... Преступная карта бита. Они снова потерпели крушение. Ибо не они представляют польский народ.
Мы знаем другую Польшу. Она поднялась из войны, освобожденная подвигом Красной Армии. Это народная, демократическая Польша, храбро и мужественно боровшаяся против немецких захватчиков, а не искавшая союза с ними. Это Польша патриотов, а не предателей. В ней народ приветствует и благословляет свою освободительницу — Красную Армию, а не прячется в подполье для выстрелов из-за угла. Польский народ глубоко заинтересован в дружбе с Советским Союзом. Он создал свою новую власть, заключил прочный союз с могучим советским соседом и уверенно пойдет своим путем, не опасаясь за свое будущее.
«Теперь уже нельзя противопоставлять наши страны друг другу», — сказал товарищ Сталин при подписании польско-советского договора.
Сегодня, когда советский народ отмечает памятный день начала Отечественной войны, мы можем вспомнить: четыре года назад Польша явилась коридором для нашествия немцев на Восток. Преданная своей реакционной кликой, растоптанная сапогами фашистских захватчиков, она оказалась трамплином для нападения гитлеровских полчищ на Советский Союз. Тем не менее Красная Армия спустя три года пришла в Польшу в качестве освободительницы. Советские войска сбили цепи гитлеровского рабства с польского народа, Великий советский народ вернул свободу и жизнь польскому народу.
Разоблачение на суде преступной деятельности польской реакционной клики наносит жестокий удар по охотникам противопоставлять Польшу и Советский Союз. Московский процесс поможет скорейшему созданию сильной, независимой, демократической Польши, очищенной от предательства Янковских и Окулицких. Он укрепит советско-польскую дружбу и окажет большую услугу делу Объединённых наций.