Итак, милорд, остальное в данной группе:
Номер 9, серия цитат из книги Лерзнера319 о Версале.
Номер 10, цитата из книги немецкого левого публициста Томаса Манна320.
Номер 17, «Провал миссии» Невилла Гендерсона.
Номер 45, цитата из книги господина Черчилля321.
Номер 47, сообщение о жалобе лорда Галифакса322 на статью в «News Chronicle323» критиковавшую Гитлера.
Милорд, номер 66 довольно отличается. Если трибунал будет достаточно любезен посмотреть на него, это доклад немецкого адвоката, доктор Мозлер, я думаю должно быть его имя, который авторитет по международному праву, рассматривающий норвежскую акцию. Доктор Симерс конечно, абсолютно откровенен со мной и он сказал о том, ему было бы удобнее иметь это, что по сути правовая аргументация, включенным в его документальную книгу. Конечно, цель документальных книг не в этом, но конечно, это вопрос для трибунала, и мы посчитали, что мы должны обратить на это внимание.
Затем, милорд, следует номер 76.
Номера 93-96, цитаты из советских газет.
Номер 101, цитата из Havas324, французского новостного агентства.
Номера 102-107 небольшие приказы относящиеся к Малым странам325, которые как полагает обвинение, не имеют никакой доказательственной ценности.
Затем во второй группе, есть ряд документов, которые, как полагает обвинение, не относятся ни к каким вопросам данного дела.
Номер 22 бельгийский указ от 1937 рассматривающий возможную эвакуацию гражданского населения во время войны.
Номер 39, французский документ по Ближнему Востоку.
Номера 63 и 64, две речи, одна господина Эмери и другая, господина Черчилля, по вопросу положения Греции в конце 1940, почти два месяца спустя после начала итальянской кампании против Греции.
Номер 71, недатированная директива в отношении изучения дорог в Бельгии, которая нам не кажется имеющей какое-либо доказательственное значение.
Номер 76 идёт как «Altmark327».
Номер 99, стенограмма девятого заседания объединённого кабинетного совета 27 апреля 1940 и это касается предложения господина Рейно328 в отношении шведских рудных шахт. Так как это было задолго после норвежской кампании и конечно это никогда не осуществлялось в Норвегии, нам кажется это не имеет никакого отношения к данному процессу.
Номера 102-107 я рассмотрю как один. Они имеют очень небольшие, неважные меморандумы относящиеся к Малым странам.
Номер 112, французский документ в котором Поль Рейно цитирует заявление господина Черчилля о том, что он будет сражаться до конца, который вновь, кажется не сильно важен в 1946.
Теперь, милорд следующая группа документов в которых трибунал отказал при ходатайстве подсудимого Риббентропа. Первые два касаются британского и ещё одного по Балканам и Греции. Трибунал наверное вспомнит группу которой он отказал в ходатайстве Риббентропа и четвёртая группа остальные документы из той же самой серии как те в которых трибунал отказал по делу подсудимого фон Риббентропа. Пятая группа на самом деле подлежит возражению на основе tu quoque329. Думаю это полностью французские документы которые касаются предложений на самой начальной стадии и которые были подготовлены, но никогда не применялись, в отношении разрушения нефтяных полей или блокады Дуная на Ближнем Востоке. Милорд, это документы датированные весной 1940, и как я скажу, они касаются самых начальных стадий и никогда не воплощались на практике. Планы никогда не были операциями.
Шестая группа документов касается Норвегии, которые были захвачены после оккупации Франции. Как я понял аргументацию доктора Симерса, не говорится о том, что эти документы были известны подсудимым в то время, когда они осуществили агрессию против Норвегии, но говорится о том, что они имели другую информацию. Конечно, что касается их собственной информации, мы вообще не заявляем никакого возражения, и, что по этим документам можно выступать как о подтверждении докладов их агентов. На самом деле, как показывает документ номер 83, которому мы не имеем возражения, они также касаются начальных предложений которые не воплотились на практике и не были реализованы, но по соображению обвинения, важным должно быть то, что находилось в рамках осведомлённости подсудимых до 6 апреля 1940, и к делу не относится вдаваться в большое количество других документов, которые представляют спорно согласуемое с информацией которую, как говорят подсудимые, они имели.
Милорд, я постарался рассмотреть их очень кратко, потому что я пообещал трибуналу про время, но я надеюсь, что очень чётко отметил в чём заключаются наши возражения.
Следовательно, я хочу заявить, что при рассмотрении этих документов я буду вынужден, для того, чтобы привести причины относимости к доказательствам, отмечать такие отрывки которые мне нужно будет читать по-отдельности под протокол, ибо как только готова документальная книга они будут известны трибуналу и можно будет здесь прочитать.
Я буду следовать порядку описанному сэром Дэвидом. Прежде всего, первая группа, документы номер 9 и 10. Записка представленная сэром Дэвидом трибуналу указывает на то, что предъявление этих документов конфликтует с решением трибунала от 29 марта. В ответ я хочу отметить, что данное мнение обвинения ошибочное. Решение трибунала говорило о том, что нельзя предъявлять никакие документы по поводу несправедливости Версальского договора и давления вытекающего из этого. Эти документы не касаются несправедливости и давления, скорее они служат цели привести несколько примеров субъективного отношения человека подобного Носке330, который был социал-демократом и разумеется не хотел вести никакие агрессивные войны. Несколько других заявлений в номерах 9 и 10 показывают мысли правительства и правящего класса того времени об оборонительных мероприятиях и опасения, что в случае атаки Польши, например, германские вооружённые силы могут оказаться слишком слабыми. Эти факты чистые и простые, и я даю вам свою прямую гарантию, что я не буду цитировать никакие фразы которые можно представить как полемические. Более того, мне это в основном требуется как основа для моей заключительной речи.
Номер 17, краткий фрагмент из книги Гендерсона «Провал миссии», написанной в 1940. Мне кажется нет возражений моему цитированию почти 15 строк, если я желаю использовать их в своей заключительной речи для того, чтобы показать, что Гендерсон, который хорошо знал Германию, в 1940 всё ещё верил в то, что он вынужден был признать определённые положительно хорошие черты режима в то время, и мне кажется, что оправдан вывод о том, что нельзя ожидать, что германский военный командир должен был быть более скептическим чем британский посол того времени.
Затем мы переходим к документу номер 45. Это правда, что данный документ взят из книги Черчилля, но он касается факта, который я хочу подтвердить, факта, что уже много лет до Первой мировой войны существовал британский комитет обороны. В содержании которое представил сэр Дэвид, использовано слово «Reichsverteidigungsausschuss331», и таким образом я делаю вывод, что данная ошибка со стороны обвинения которое придает ему смысл комитета обороны Германского Рейха, это неправильно. Данный документ показывает как получилось, что обвинение неправильно переоценило значение комитета обороны Германского Рейха, так как обвинение естественно сравнивает его с британским комитетом обороны, который заходил гораздо дальшей в своей деятельности.
Номер 47, доказательство показывающее, что, когда германское посольство отметило, что крайне едкая статья про Гитлера появилась в газете «News Chronicle», лорд Галифакс отметил в ответе, что для него невозможно оказать какое-нибудь влияние на газету. Я просто хочу сравнить это с тем фактом, что обвинение создает впечатление как если бы Рёдер имел какое-то отношение к печально известной статье в «Volkischer Beobachter»: «Черчилль потопил «Athenia332». Рёдер не больше связан с этой статьей нежели лорд Галифакс со статьей в «News Chronicle» и к сожалению даже имел меньше власти, что касалось этой статьи, нежели британское правительство.
Номер 66 касается мнения предоставленного доктором Мозлером, специалистом по международному праву, мнения о норвежской акции в очень сжатой форме, как конечно признает трибунал. Трибунал также согласится в том, что в своей защите о норвежской акции я должен долго говорить об основополагающих принципах международного права. Основополагающие принципы международного права вовсе не простой вопрос. Я не имею ничего против подробного представления. Мною просто руководила мысль о том, что трибунал снова и снова просил о том, чтобы мы экономили время. Мне кажется мы можем сэкономить значительное время если данное мнение одобрят мне, для того, чтобы мне не приходилось подробно цитировать многочисленные выдержки и авторов для того, чтобы показать точное правовое обоснование. Тогда я наверное смогу рассмотреть правовые вопросы за полчаса, в то время как без данного мнения мне совсем невозможно рассмотреть такую проблему за полчаса. Если обвинение не возражает занять больше времени, тогда я не возражаю тому, чтобы мне отказали в документе. Я просто приму последствия.
Номер 76 тем временем вычеркнули, то есть, одобрено мне обвинением.
Номера 93-96 выдержки из заявлений из официальных московских газет «Известия333» и «Правда334». Эти заявления подтверждают, что, по крайней мере в то время, советское мнение относительно законности германской акции в Норвегии совпадало с немецким мнением того времени. Если трибунал думает, что эти очень короткие цитаты не следует допускать как документы, я не стану сильно настаивать, поскольку в данный момент разбирательства я буду в любом случае вынужден обсуждать это. Трибунал вспомнит, что тогда Германия и Россия были друзьями и советское мнение по чисто правовой проблеме, во всяком случае, следует считать имеющим некоторое значение.
Затем, номер 101, я прошу прощения, сэр Дэвид, но если я не ошибаюсь, доктор Браун сказал полтора часа тому назад о том, что номеру 101 следует отказать. Тогда, очень хорошо, номера 101-107. Акция против Норвегии, как я уже сказал, включала проблему международного права. Это включает проблему о том может ли одна страна нарушать нейтралитет другой страны, когда можно подтвердить, что другая неприятельская нация также намеревается нарушить нейтралитет вышеуказанного нейтрального государства. Представляя свои доказательства, я покажу, что гросс-адмирал Рёдер, осенью 1939, получал все виды докладов о том, что союзники запланировали взять под свой контроль территориальные воды Норвегии, то есть, высадиться в Норвегии для того, чтобы иметь норвежские базы. Когда я рассмотрю норвежские документы, я вернусь к этому. Я хочу сказать об этом, что нужно объяснить и доказать, что правовое отношение занятое союзниками в вопросе возможного нарушения нейтралитета страны было в 1939 и 1940 совершенно таким же как отношение подсудимого Рёдера в случае Норвегии в это же самое время.
Таким образом, нужно не только рассматривать Норвегию, но также показать, что это являлось основной концепцией, которую можно с готовностью подтвердить ссылкой на параллельные случае в силу этих документов. Эти параллельные дела касаются в первую очередь планов союзников в отношении Балкан, и во-вторых планов союзников в отношении кавказских нефтяных полей.
Уважаемый суд, не является моим намерением, как предложил сэр Дэвид, использовать эти документы с точки зрения tu quoque, с точки зрения того, что подсудимый делал нечто, что также делали или хотели сделать союзники. Меня интересует только суждение о действиях подсудимого Рёдера с юридической точки зрения. Можно понять эти действия только пролив свет на весь вопрос.
Я считаю – и в дополнение к этому я хочу сослаться на заявление доктора Мозлера, экземпляр Рёдер-66, что это нельзя делать предметом обвинения.
Уважаемый суд, мы касаемся права на самосохранение признаваемого международным правом. В связи с этим я хочу…
Документ номер 22 следующий. Я привёл различные принципиальные заявления которые применимы к большому количеству оставшихся документов, для того, чтобы я мог обратиться к заявлениям которые уже сделал. Эти заявления также применимы к документам номер 22 и 39.
Что касается документов номер 63 и 64, я хочу отметить, что эти документы касаются Греции, и не только эти два, но также следующая группа из, наверное, 10 или 12 документов, которые я хочу рассмотреть очень кратко.
Что касается Греции ситуация следующая:
Я должен признать, что я больше чем удивлён тем, что обвинение возразило этим документам, приблизительно всего 14. В документе номер С-12, экземпляр номер GB-226, обвинение вменяет Рёдеру распоряжение от 30 декабря 1939, и я цитирую: «Греческие торговые суда в запретном районе объявленном Соединёнными Штатами следует рассматривать как вражеские корабли». Обвинение было бы оправданным если бы Греция не вела себя таким образом, чтобы Рёдер вынужден был обратиться к данному приказу.
Если исключить документы о Греции которые показывают, что Греция строго не придерживалась своего нейтралитета, тогда я не смогу представить никаких контрдоказательств. Мне не кажется, что обвинение намерено ограничить мою презентацию доказательств таким образом.
Все эти документы датированы этим временем и показывают, что Греция предоставила свои торговые суда в распоряжение Англии которая находилась в войне с Германией. Таким образом с ними можно было обращаться как с вражескими кораблями.
О, прошу прощения, я вижу это дальше. Да, вижу, вы это исключите.
Номер 99 на самом деле относится к группе 6, норвежским документам, и я хочу сослаться на них в целом и затем снова сослаться на номер 99. Все эти документы касаются Норвегии, то есть, планов союзников в отношении Норвегии. Эти документы положительно касаются планов высадки в Нарвике, высадке в Ставангере, высадке в Бергене, и абсолютной необходимости иметь норвежские базы. Документы упоминают, что Германии нельзя позволить получать поставки руды из Швеции. Они также касаются некого мероприятия с Финляндией. Также есть документы которые поддерживают такой же план после завершения финско-русской войны336.
Я хочу процитировать из этих документов, чтобы доказать их отношение к делу. Поскольку трибунал сказал мне о том, что я не могу это сделать, я прошу о том, чтобы эти короткие ссылки считали достаточными. Факты содержащиеся в этих документах согласуются, слово в слово, с отчётами полученными гросс-адмиралом Рёдером с сентября 1939 до марта 1940 от разведывательной службы германского Вермахта под руководством адмирала Канариса. Эти планы согласуются с информацией которую Рёдер получал в течение тех же 6 месяцев через морского атташе в Осло, корветтен-капитана Шрайбера, и с информацией которую он получил в письме от адмирала Канариса в конце сентября 1939.
Информация из этих трёх источников заставила подсудимого Рёдера заметить большую опасность попадания Норвегии в руки союзников, что означало бы для Германии проигрыш войны. Таким образом, это чисто стратегическое соображение. Оккупация Норвегии не имела никакого отношения, как утверждало британское обвинение, к престижу или желанию завоеваний, а касалась исключительно этой положительной информации.
Следовательно, я должен доказать, что, прежде всего, подсудимый Рёдер получил данную информацию и во-вторых, что эти доклады были объективными.
Затем мы переходим к документу номер 100. Это касается заседания французского военного комитета от 9 апреля 1940, который касается той же самой проблемы, того что планировали союзники и того что можно было планировать теперь с учётом акции со стороны Германии.
Документы номер 102-107 уже рассматривали. К документу 110 относятся такие же заявления как к документам 101-107.
Документ номер 112 это документ который показывает, что Черчилль ещё в мае 1940 ожидал активной интервенции со стороны Америки. Я хотел представить это в связи с обвинением предъявленным подсудимому Рёдеру о том, что весной 1941 он был инструментом в развязывании войны против Соединённых Штатов с помощью Японии. Так как для меня этот документ не столь важен как такие основные документы на которые я довольно долго ссылался, следовательно я оставляю это полностью на усмотрение обвинения или трибунала.
Следующая группа состоит из документов которые отклонили по делу Риббентропа. Я хочу заметить, что я не имел возможности определить свою позицию в деле Риббентропа в части обоснования или отношения к делу этих документов. Таким образом, я считаю совершенно недостаточным просто сказать о том, что в этих документах отказали по делу Риббентропа, что обвинения против Риббентропа…
На самом деле факт заключается в том, что в деле Риббентропа эти документы не представляли в полном объеме и что таким образом трибунал полностью о них не знает. Отмечал ли конкретно доктор Хорн такие же отрывки, я не могу сказать в отношении каждого отдельного документа. Я знаю только о том, что большинстве случаев доктор Хорн не представил весь документ, потому что он представлял это только с точки зрения дела Риббентропа.
Наверное, я могу отметить, что номера в группе D, которые перечислены здесь как документы Риббентропа номер 29, 51, 56, 57, 60, 61, 62 хотя я приложил всяческие усилия, чтобы найти их, нельзя найти в документальной книге Риббентропа. И список не показывает то какими номерами они должны быть в документальной книге Риббентропа.
Итак, вы продолжите с остальными?
Теперь я перехожу к группе «E» которая начинается с документа 26. Применимы такие же заявления какие я изложил в отношении документов номер 101-107. Планировались атаки союзников на нефтяные районы в нейтральной Румынии и нейтральном Кавказе – что я хочу заметить в кавычках – уже рассматривали на данном процессе. Трибунал вспомнит о том, что я спросил Геринга во время допроса о записях в дневнике Йодля имеющих отношение к данному вопросу и он предоставил информацию о докладах полученных Германией на страницах 6031 и 6033 расшифровки341 от 18 марта. Данные показания тоже касаются только субъективной стороны, то есть, того, что было известно Германии. Я должен доказать объективную сторону, то, что факт, что это планировали на самом деле, согласуется с субъективной стороной, то есть, этими докладами. Эти документы, номер 26, 30-32, 36, 37, 39, 40-44 предназначены доказать это. Затем идёт номер 99 который уже рассматривали, который как кажется здесь в дубликате, номер 101 и номер 110, кажется тоже дубликаты.
Я перехожу к группе 6, которая предположительно не относится к делу и относится к нападению на Норвегию. Я уже принципиально изложил свои причины и прошу трибунал не отказывать мне в этих документах ни при каких обстоятельствах. Если мне не одобрят эти документы, я просто не смогу представить логичные доказательства не говоря чего-либо от себя. Я могу представить доказательства в отношении вопроса такой значимости только если мне одобрят документы, как они были одобрены обвинению. Но если во всех документах, практически всех документах по данному вопросу будет отказано, тогда я не знаю как мне рассматривать такой вопрос. И мне кажется, что трибунал пожелает оказать мне содействие в этом.
Я особо прошу об этом по следующим причинам: когда я приводил свои причины о том, чтобы хотеть представить конкретное доказательство, я попросил о том, чтобы были предъявлены материалы британского адмиралтейства в которых рассматривалась подготовка и планирование в отношении Скандинавии, то есть, Норвегии. Сэр Дэвид тогда не возражал этому, а сказал о том, что ему нужно проконсультироваться с британским адмиралтейством. Трибунал принял соответствующее решение и допустил моё ходатайство. Между тем британское адмиралтейство ответило, и я полагаю, что сэр Дэвид согласится с тем, чтобы я прочёл ответ который предоставили в моё распоряжение. Ответ следующий – он касается, могу заранее сказать…
Итак, доктор Дикс.
«В течение 1935-1939, я вспоминаю несколько случайных бесед с доктором Шахтом о войне и перевооружении. В этих беседах он всегда выражал своё отвращение к любой войне и любому воинственному поведению. Он придерживался твердого мнения, что даже победоносная война принесет лишь недостатки и что в целом новая европейская война, была бы преступлением против культуры и гуманизма. Он надеялся на долгий период мира для Германии, так как она нуждалась в этом больше чем другие страны для того, чтобы улучшить и стабилизировать свою нестабильную экономическую ситуацию.
По моим сведениям, до начала 1938, доктор Шахт на заседаниях совета директоров Рейхсбанка и в личных беседах по предмету вооружения всегда говорил только об оборонительных мероприятиях. Мне кажется, я могу вспомнить, что он говорил мне в середине 1938, что провокационная акция Гитлера против Австрии и Судетского района была хуже чем бездумной с военной точки зрения.
Он говорил о том, что Германия проводила только оборонительное вооружение, которое оказалось бы абсолютно неадекватным в качестве обороны в случае нападения одной из крупных держав, возможностью с которой Гитлер вынужден был считаться. Он говорил о том, что он никогда не слышал, чтобы Вермахт был каким–либо путём предназначен или вооружался для агрессивной войны.
Когда война разразилась и расширялась сильнее и сильнее, он непрерывно говорил о том, что он очень сильно ошибся в своём суждении о личности Гитлера, он долго надеялся на то, что Гитлер превратится в настоящего государственного деятеля, который после опыта Первой мировой войны, будет избегать любой войны».
Вы уже затрагивали вопрос об аннексии Австрии и привели своё общее мнение. Теперь я попрошу вас сделать конкретное заявление об аншлюсе после того как он состоялся и особенно о манере в которой был проведен аншлюс.
Вероятно, мы воспользуемся возможностью сэкономить время и ответить на обвинение, постоянно предъявляемое обвинением о том, что в речах, обращениях, и т. д., вы иногда считали подходящим задавать тон, о котором можно, вероятно сказать, что он источал национал–социалистические идеи. Это используется в качестве косвенного доказательства против вас. Будьте добры определить свою позицию об этих аргументах и привести свои причины такого вашего отношения?
В следующие годы, я также непрерывно использовал национал–социалистическую фразеологию, потому что со времени своей речи в Кёнигсберге, контраст между моими взглядами и взглядами Гитлера относительно партии был совершенно ясным. И постепенно внутри партии я получил репутацию врага партии, человека, чьи взгляды противоречили партии. С этого момента не только возможность моего сотрудничества, но также само моё существование находились под угрозой, и в такие моменты, когда я видел свою деятельность, свою свободу, и свою жизнь под серьезной угрозой от партии, я использовал такие моменты, чтобы показать посредством подчёркнуто национал–социалистической фразеологии, что я полностью работал в рамках традиционной политики и что моя деятельность согласуется с этой политикой – для того, чтобы защитить себя от таких нападок.
«Если Шахт с другой стороны устно или письменно между прочим делал заявления, которые можно истолковать как обозначающие, что он прошёл долгий путь отождествляя себя с режимом Гитлера, эти заявления естественно были нам известны, но то, что думал Шахт в действительности было известно почти каждому чиновнику Рейхсбанка, и рейхсминистерства экономики, прежде всего, конечно, его ближайшим коллегам.
По многим поводам мы спрашивали доктора Шахта о том, не заходил ли он слишком далеко в таких заявлениях. Он всегда отвечал, что он находится под таким плотным огнём от партии и СС, что он может прикрывать себя только громкими лозунгами и лукавыми заявлениями».
Я могу пояснить, что Шнивинд являлся высокопоставленным чиновником рейхсминистерства экономики, и работал непосредственно в подчинении Шахта и вместе с ним.
Обвинение также ссылалось на письменные показания Тилли о том, что вы признали, что вы думали о способности Гитлера к агрессивным намерениям. Вы сделаете об этом заявление?
Вы уже мимоходом заметили, что вы впервые стали подозревать во время дела Фрича. Свидетель Гизевиус подробно описал трибуналу дело Фрича. Мы ничего не желаем повторять. Таким образом, я прошу вас сказать о деле Фрича только то, что вы можете сказать в дополнение или поправку к показаниям Гизевиуса. Если это займет много времени – о чём я не могу судить – то, я могу предложить трибуналу взять перерыв, если так желает трибунал.
«Изменения в рейхскабинете и в военной администрации от 4 февраля» - то есть, изменения, которые были сделаны после дела Фрича и Бломберга – «заключались в том, чтобы достичь за самое короткое время такой интенсификации наших средств военной силы, которую рекомендуют общие условия нынешнего времени».
Это замечание также подтверждало моё мнение о том, что перемена от мирной к военной политике со стороны Гитлера стала очевидной, я не желал опускать ссылку на это замечание, которое завершает отчет приведенный Гизевиусом.
Кроме того, я сошлюсь на документ, который, к сожалению, лишь половинчато представило обвинение. Это письменный доклад, который я лично представил Гитлеру 3 мая 1935. Я очень хорошо помню дату, потому что это случилось во время ходовых испытаний парохода Ллойда347 «Scharnhorst348», на которых и я и Гитлер присутствовали.
В тот день я вручил ему две взаимосвязанных записки, которые вместе составляли единое целое. В первой части, я четко объяснял, что я хотел остановить безудержные и постоянные поборы различными партийными организациями, потому что мне казалось, что деньги не следует использовать для партийных нужд, в частности партийных строек, партийных зданий, и подобного, но, что мы чрезвычайно нуждались в этих деньгах для государственных расходов, которые нужно было оплачивать, что конечно включало также вопрос перевооружения.
Вторая половина данного доклада касалась культурных вопросов. Защита и я месяцы пытались получить эту вторую половину документа от обвинения, поскольку оно приобщило здесь первую половину документа в качестве доказательства. Вторую половину получить не удалось. Таким образом, я вынужден ограничить себя сообщением содержания.
Я хочу заранее сказать, что конечно, я мог выдвигать лишь такие обвинения в отношении ошибочной культурной и правовой политики партии и Гитлера, когда причины исходящие от моего собственного ведомства давали мне повод доводить такие вещи до Гитлера. Я заявил о том, что очень серьезный вред наносится моей внешнеторговой политике в результате произвольной и бесчеловечной культурной и правовой политикой, которую проводил Гитлер. Я в частности указывал на враждебное отношение к церквям и незаконное обращение с евреями, и кроме того, абсолютное беззаконие и деспотизм всего режима Гестапо. Я помню, что этой связи, я ссылался на британский Habeas Corpus Act349, который веками защищал права личности, и я заявлял слово за слово, что я считал этот деспотизм Гестапо тем за что нас будет презирать весь мир.
Гитлер прочитал обе части меморандума находясь на борту «Scharnhorst». Как только он это прочитал, он вызвал меня и попытался успокоить меня, делая заявления похожие на те, которые он уже делал мне в июле 1934, когда он сказал мне о том, что всё ещё были переходные симптомы революционного развития и с течением времени всё успокоится и прекратится.
Однако, события июля 1934 преподали мне урок, и соответственно я не был удовлетворен таким объяснением. Несколько недель спустя, 18 августа 1935, я использовал повод своего визита на восточную ярмарку Кёнигсберга, чтобы упомянуть эти самые вещи в речи, которую я должен был там произнести и там я четко высказался по тем же возражениям, которые я сделал Гитлеру на борту «Scharnhorst» в начале мая.
Я не говорил только о церковном вопросе, еврейском вопросе и вопросе деспотизма, я говорил также о масонах и с разрешения трибунала я процитирую лишь несколько фраз из той речи (экземпляр номер Шахт–25). Они очень короткие. Я говорил о людях, и я сейчас процитирую…
«…люди которые под покровом темноты героически малюют оконные панели, которые клеймят как изменника каждого немца, который покупает в еврейском магазине, которые объявляют каждого бывшего масона подлецом, и которые борются против священников и священнослужителей, которые говорят о политике с амвона, сами не могут различить между религией и злоупотреблением амвоном».
Конец цитаты, и затем ещё одна фраза. Я цитирую:
«В соответствии с действующим законодательством и в соответствии с различными заявлениями сделанными заместителем фюрера, рейхсминистром внутренних дел, рейхсминистром общественного просвещения и пропаганды (не говоря о министре экономики), еврейским предприятиям разрешено вести свою деловую деятельность как и раньше».
Конец цитаты, и затем, в последней фразе, я цитирую:
«Никто в Германии не бесправен. Согласно пункту 4 программы национал–социалистической партии еврей не может быть ни гражданином, ни немцем. Однако, пункт 5 партийной программы предусматривает законодательство и для него тоже, что значит, он не должен быть предметом произвольных действий, но закона».
Я занимал такое же отношение по всем остальным дальнейшим представившимся поводам.
Этим утром я ссылался на эти вещи в связи с письмом, написанным мной 24 декабря 1935 военному рейхсминистру, что документ номер ЕС–293. Я просто хочу добавить и отметить слова, которые я процитирую:
«Экономическая и правовая политика обращения с евреями, антицерковная деятельность отдельных партийных организаций, и правовой деспотизм, ассоциируемый с Гестапо наносят вред нашей программе вооружения…».
Такое же отношение можно видеть из стенограммы так называемого «малого министерского совета» от 12 мая 1936, который приобщен в качестве доказательства обвинением. В этой стенограмме сказано, и я цитирую: «Доктор Шахт снова и снова открыто подчеркивает, что нужно следовать культурной и правовой политике которые не вмешиваются в экономику».
В связи с этим, я хочу заметить, что, конечно, как министр экономики, я всегда связывал свои аргументы с работой ведомств подчинённых министерству экономики. И, в качестве последнего примера, одного из многих других, которые я не могу назвать сегодня, здесь речь по поводу празднования для учеников берлинской ремесленной палаты от 11 мая 1937, что экземпляр номер Шахт–30. По этому поводу, я сказал следующее, и я цитирую:
«Ни сообщество, ни прежде всего, ни одно государство не могут процветать, не основываясь на законности, порядке и дисциплине».
И во втором предложении, я цитирую:
«По этой причине вы должны не только уважать право и закон, но вы должны также действовать против несправедливых и незаконных действий повсюду, где их обнаружите».
И ввиду того, что я давал знать о своём отношении не только близкому окружению, но также широкой публике используя каждую возможность откровенно озвучивать свои взгляды – ввиду этого, несколько недель назад в этом суде, начальник из РСХА, третьего управления РСХА, службы безопасности, свидетель Олендорф, отвечая на вопрос, описал меня как врага партии, по крайней мере с 1937–1938 года. Мне кажется, что начальник службы безопасности, внутреннего управления, должен знать, поскольку у него была задача бороться с политическими противниками внутри Германии.
Мы говорим о вашем участии в партийных съездах, и я хочу просто дополнительно спросить вас: вы принимали участие в каких–либо иных партийных функциях?
«Он» - то есть Шахт – «предварил свои замечания, сказав о том, что лично он сегодня был «совершенно лишен влияния на этого человека» - подразумевается Гитлер. Он считал себя политическим трупом и имевшим мало уважения у «этого человека».
Это было сказано в ноябре 1937. Но если мне позволят добавить, я хочу отметить, что мои иностранные друзья постоянно были информированы о моей позиции и всей моей деятельности как в отношении направления общественных дел в Германии, как я уже упоминал однажды. Это будет понятно позже, когда об этом говорили по следующим поводам.
Я хочу вас теперь спросить, вы просите для себя это почетное звание «человека - нет»? Я напоминаю вам в частности ваше письмо от ноября 1942.
«Прежде всего, не задача государственных экономических учреждений ломать голову над способами производства. Это вообще не касается министерства экономики».
Министерство экономики подчинялось мне, и следовательно это упрёк в мой адрес.
Следующая цитата:
«Кроме того, важно, чтобы максимально возросло немецкое производство железа. Возражение о том, что мы не в состоянии производить такое же дешевое железо из немецкой руды, которая содержит лишь 26 процентов содержания железа, как из 45 процентов в шведских рудах, не важное…Возражение о том, что во всех таких случаях немецкие сталеплавильные производства потребовали бы реконструкции также не относятся к делу; и, в любом случае не являются делом министерства экономики».
Как видно из заявления, я объяснял, что из 26 процентной руды можно произвести стали лишь по цене в два или три раза от той, чем из 45 процентной руды. И я далее пояснял, что для того, чтобы использовать 26 процентную руду, потребовались бы совершенно иные заводы вместо тех, что использовали 45 процентную руду. Господин Гитлер заявляет о том, что это не дело министерства экономики, и это, конечно, означало господина Шахта.
Есть последняя, очень короткая цитата. Я цитирую:
«В связи с этим я хочу подчеркнуть, что в этих задачах я вижу лишь возможную экономическую мобилизацию, а не сдерживание промышленности вооружений…».
Данное заявление, конечно же, тоже направлено против моей политики.
Тогда я очень коротко сказал Гитлеру, о причине, а именно о том, что если я несу ответственность за экономическую политику, тогда я также должен командовать. Но если я не командовал, тогда я не желал нести ответственность. Борьба за мою отставку, моя борьба временами проводимая очень резкими мерами, заняла приблизительно два с половиной месяца, пока в итоге Гитлер не решил разрешить мне желаемую отставку для того, чтобы уберечь конфликт от выхода на публику.
В связи с этим я хочу представить трибуналу экземпляр номер Шахт–40 из моей документальной книги, письменные показания ещё одного бывшего коллеги доктора Шахта в рейхсминистерстве экономики, камердиректора доктора Асмиса. На странице 180 английской версии этих длинных письменных показаний есть краткий отрывок. Я цитирую:
«Когда это оказалось безуспешным» - это значит борьбу – «и когда развитие продолжалось в курсе, который он считал ошибочным, он» - Шахт – «осенью 1937, задолго до начала войны, действуя как честный человек попросил об отставке с должности рейхсминистра экономики и соответственно от своей солидарной ответственности.
Очевидно, он не мог подать в отставку обычным способом по причинам престижа партии использовавшей его имя. Следовательно осенью 1937, он просто покинул министерство экономики на несколько недель. Он начал эту сидячую забастовку, как её юмористически называли в министерстве, и исполнял свои полномочия только в Рейхсбанке…»
Если трибунал позволит, я очень кратко это зачитаю. Здесь есть две или три фразы. Господин Шпеер проинформировал меня о следующем: «Я находился на террасе Бергхофа в Оберзальцберге, и я ожидал своего представления строительных планов. Летом 1937, когда Шахт прибыл в Бергхоф…»
Это второй документ, по которому у нас нет привилегии посмотреть его перед его использованием здесь, и мне кажется, что если этот документ подписан Шпеером – чего я не понимаю – если так, это одно дело. Мы можем посмотреть его и вероятно сможем использовать. Если это беседа, я предпочту версию Шпеера.
В частности, я указывал на то, что в начале декабря первое поступление так называемого еврейского штрафа – который был наложен на евреев после убийства господина фом Рата в Париже и который собрали в степени 250 миллионов марок к началу декабря – что это поступление 250 миллионов марок полностью не поступило как наличные, но что рейхсминистру финансов пришлось согласиться принять существенную часть «натурой», как говорят англичане, потому что невозможно было предоставить ликвидную наличность необходимую для такого платежа. Гитлер ответил: «Но мы можем обращать банкноты на основе этих товаров. Я очень внимательно изучил вопрос нашей будущей финансовой политики и когда я вернусь в Берлин через несколько дней я обсужу свои планы с вами и министром финансов».
Я сразу понял, что у Гитлера было намерение прибегнуть к печатанию банкнот для покрытия этих расходов с или без необходимого обеспечения, но в любом случае вопреки некоторым сбережениям. Опасность инфляции была теперь точно неминуема. И поскольку я сразу осознал, что это был пункт, где я и Рейхсбанк должны сказать: «Стоп», - я ответил ему: «Очень хорошо, в таком случае я поручу Рейхсбанку представить вам меморандум, излагающий отношение Рейхсбанка к данной проблеме, который можно использовать на совместной встрече с министром финансов».
После этого я вернулся в Берлин и проинформировал своих коллег в дирекции Рейхсбанка. Мы поняли, к нашему личному удовлетворению, тут была возможность для нас отделить себя от такого типа политики.
Меморандум датированный 7 января, который дирекция Рейхсбанка затем представила Гитлеру, я думаю, также приобщён в качестве доказательства обвинением.
Для того, чтобы объяснить заявления, которые дирекция Рейхсбанка дала Гитлеру в этот решающий момент относительно дальнейших государственных расходов и особо расходов по вооружению, я прошу разрешения зачитать только две очень коротких фразы из этого меморандума. Он гласит, и я цитирую:
«Безудержные общественные расходы создают определенную угрозу нашей валюте. Неограниченный рост правительственных расходов бросает вызов любым попыткам подготовить регулируемый бюджет.
Это ставит государственные финансы на грань разорения несмотря на огромный рост налогов, и это подрывает валюту и банк–эмитент».
Затем есть другое предложение, и я цитирую:
«…если во время двух великих внешнеполитических акций в Австрии и Судетах рост общественных расходов был необходим, фактически, после завершения этих двух внешнеполитических акций, сокращение расходов незаметно и, что всё выглядит скорее указывающим на дальнейший рост запланированных расходов, заставляя нас с абсолютной ответственностью указать на последствия для нашей валюты.
Нижеподписавшиеся директора Рейхсбанка полностью осознают факт, что своим сотрудничеством они с радостью прилагали все свои силы для поставленных великих целей, но при этом призывают к остановке».
Мне нужно поставить различные вопросы об этом меморандуме доктору Шахту, но я думаю, что вероятно сейчас не время и я сделаю так завтра.
Трибунал отложен.