<Главная страница дня
109-й день
16 1946
Вторник
Утреннее заседание
Вечернее заседание

Тома: Господин Розенберг, фюрер официально назначил вас следить за всей интеллектуальным и идеологическим воспитанием НСДАП и всех её афиллированных организаций. Вы в какой–нибудь степени в таком качестве оказывали влияние на национальное законотворчество?

Розенберг: Фюрер однажды побеседовал со мною в связи с этим и объяснял мне, что в руководстве крупным движением и государством следует учитывать три фактора. Есть, например, люди, которые по своей природе чувствуют, что они должны фундаментально заниматься возникающими проблемами через созерцание и затем лекции; затем есть руководство – то есть, он сам – который должен выбирать то, что показывает способы реализации; и наконец, есть такие люди, которые имеют задачу путем кропотливой работы воплощать выбранные проблемы на практике в социальной, политической, и экономической сферах.

Таким образом, он изначально понимал мою задачу, и он доверил мне надзор за подготовкой с намерением ожидать от меня конструктивного отношения, по причине моего знания движения. Исполнительная и законодательная власти находились в руках соответствующих министерств – то есть, министерства образования и рейхсминистерства пропаганды – и общее представление партии находилось в руках партийной канцелярии. Партийная канцелярия иногда просила меня определить мою позицию в отношении того или иного вопроса, но не была обязана учитывать мои взгляды.

Тома: Господин Розенберг, вы имели какое–нибудь влияние на национал–социалистическую школьную политику?

Розенберг: Я не имел никакого прямого влияния на школьную политику. Школьная система была делом рейхсминистерства образования – саму внутреннюю организацию школ не следует путать с партийной подготовкой – и организацией университетов, задача министерства касалась данной проблемы.

Тома: Существовали национал–социалистические образовательные учреждения. Вы можете сказать мне какого рода учреждениями они являлись, и какой была ваша функция в связи с этим?

Розенберг: Так называемые национал–социалистические образовательные учреждения являлись специальными органами под руководством и управлением министерства образования и рейхсфюрера СС Гиммлера, для цели подготовки исключительно дисциплинированного класса, и инспекции этих образовательных учреждений находились в руках командированного к министерству образования специального фюрера СС.

Тома: Господин Розенберг, вас также обвиняют в религиозном преследовании, в особенности как оно находит выражение в вашем «Мифе двадцатого века». Вы признаете, что иногда вы были немного слишком суровым в отношении церкви?

Розенберг: Конечно, я допущу то, что касалось исторически обоснованных верований, я произносил суровые личные суждения. В связи с этим, я хотел бы подчеркнуть, что во введении к своей книге я описал её как работу, связанную с личными мнениями; во–вторых, что эта книга не была направлена против религиозных элементов общества, как это показано в цитате на странице 125 документальной книги, части I; и в–третьих, что я отвергал политику выхода из церкви, как можно видеть в документальной книге, часть I, страница 122, и также отвергал политическое вмешательство государства в чисто религиозные верования, что также ясно выражено в этой книге. Далее, я отвергал многие предложения перевести мою книгу на иностранные языки. Только однажды мне представили японский перевод, хотя я не могу вспомить, чтобы давал своё одобрение на перевод.

Тома: Господин Розенберг, вы не были подготовлены в теологических вопросах. Вам не казалось, что в некоторых суждениях по теологическим вопросам вы ошибаетесь?

Розенберг: Я, естественно никогда не полагал, что эта книга, которая рассматривала многие проблемы, не содержит ошибок. Я был должен, в некоторой степени, благодарить поступавшую критику, и я вносил определенные исправления, но некоторые нападки я не мог считать оправданными, и я думал, что позднее я бы точно тщательно пересмотрел эту работу – которая конечно тоже содержала политические комментарии.

Тома: Когда–нибудь в любое время вы использовали меры государственной полиции против своих противников в теологии и науке?

Розенберг: Нет. Я хочу здесь заявить, что эта работа была опубликована за 2 ½ года до прихода к власти, и что она естественно была открыта для критики со всех сторон, но что основная критика появилась после прихода к власти. Я ответил на эти нападки двумя брошюрами, но я никогда не использовал полицию для подавления этих нападок или преследования авторов этих нападок.

Тома: Господин Розенберг, в РСХА было ведомство для преследования «политических» церквей. У вас была какая–нибудь связь с этим ведомством?

Розенберг: Я знаю только о том, что мой коллега находился в контакте со многими партийными ведомствами по вопросам политики, и конечно находился также на связи с СС. От него я получал много циркулярных писем церковных властей; пасторские письма, циркулярные письма Фульдского совещания епископов, и многих других. Никакие аресты церковных руководителей в моё внимание не попадали – хотя конечно позднее, я выяснил, что во время войны многие монастыри были конфискованы, будто бы по государственно-политическим причинам – и таким образом я никогда не мог выяснить в подробности связанные политические мотивы.

Я должен сказать, что в 1935 епископ послал официальное письмо, административному руководителю своей провинции, попросив его запретить мне произносить речи в этом городе. Это, разумеется, было бесполезно; однако этому церковному деятелю не причинил вред ни я, ни от кто-то ещё.

Тома: Каким было ваше отношение к церквям находившимся в досягаемости министерства восточных территорий?

Розенберг: После вступления германских войск на восточные территории, Вермахт сам по себе разрешил практики религиозных культов; когда меня сделали министром Востока, я законно санкционировал эту практику, приняв специальный указ о «церковной терпимости» в конце декабря 1941.

Тома: Обвинение представило ряд документов – почти все из них письма руководителя партийной канцелярии – в поддержку своего утверждения о религиозном преследовании. Я хочу, узнать о вашем отношении к этим документам, которые представлены под номерами 107, 116, 122, 129, 101; USA–107, USA–351; USA–685…

Председатель: Доктор Тома, вы слишком быстро для нас перечислили эти номера. PS-107, вы имели в виду?

Тома: Да.

Председатель: Будьте добры говорить PS, если вы имеете в виду PS?

Тома: Да, я добавлю номера экземпляров USA–107, USA-351…

Председатель: Что же, мне скорее нужен номер PS. Если вы приведете мне номера PS, или какие угодно номера, как части номера экземпляра: PS-107, PS-116…

Тома: Да, документы PS-116, PS-122, PS-129, PS-1015, PS-100, PS-089, PS-064, PS-098, PS-072, PS-070.

Розенберг: Документ номер PS-107 был представлен обвинением как доказательство преследования церквей. Это было циркулярное письмо, разосланное партийной канцелярией и написанное начальником Трудовой службы Рейха360. В данном циркуляре, на странице 1, указывалось, что конфессиональные дискуссии должны были быть запрещены внутри Трудовой службы Рейха. Мне кажется, это было сделано для того, чтобы именно в Трудовой службе Рейха, куда принимали молодых людей всех классов и происхождения, избегать конфессиональных и религиозных споров.

На странице 2 сказано:

«Таким же образом, каким Трудовой службы Рейха не касаются запреты для своих отдельных членов проводить церковные свадьбы или похороны, таким же образом Трудовая служба Рейха должна всеми средствами избегать принимать участие, как организация, в церковных церемониях, которые исключают немцев других верований»

Я считал данное распоряжение как строжайшее соблюдение религиозной свободы; так как это означало, что протестантские верующие не могли быть принуждены присутствовать на католических службах и наоборот; кроме того, что людей, которые возможно не принадлежали ни к одной религиозной конфессии не могли, по приказу своей организации, заставить присутствовать на службах той или иной конфессии. Поэтому, я не вижу, чтобы в этом случае мы касались религиозного преследования.

Документ номер PS-116 сам по себе касается письма от руководителя рейхсканцелярии направленном министру науки и образования Рейха и датированному 24 января 1939. Этот документ был представлен мне для сведения – я подчеркиваю «для сведения» Он ссылается на переписку между партийной канцелярией и министерством, относительно сокращения теологических факультетов, в котором подчёркивалось, что условия конкордатов361 и церковных соглашений, нужно было принимать во внимание; во–вторых, что было необходимо методично реорганизовать всю систему высшего образования путём объединения и единообразия; и наконец, оно заявляет, что вновь созданные области исследований, такие как расовые исследования и археологию, также следовало принимать во внимание.

Я не могу понять почему, спустя 6 лет после национал–социалистической революции, новые области специализации в научных исследованиях не должны были учитываться в бюджете. Я лично был заинтересован в том, чтобы предметы аграрной социологии и ранней истории Германии получили надлежащее рассмотрение, особенно в отношении германской интеллектуальной и духовной истории.

То же самое относится к документу номер PS-122, также датированному апрелем 1939, о котором мне нет необходимости вдаваться в подробности. Он излагает похожие взгляды министра науки, образования и народной культуры, говорящего о том сколько теологических факультетов он считал необходимым сохранить.

Документ PS-129 письмо рейхсминистра церквей известному немецкому писателю доктору Штапелю362, который особенно интересовался религиозной реформой. В этом письме, рейхсминистр церквей выражал взгляд, что должна поощряться общая конфессия, которая в частности утвердит национал–социалистическое государство, и в то же время, сможет пользоваться и рассчитывать на поддержку рейхсминистра церквей.

На предварительном допросе, мне представили мое письмо, написанное в партийную канцелярию, относительно данного вопроса, в котором я по принципиальной причине высказывался против созыва такого церковного съезда рейхсминистром церквей, потому что национал–социалистический министр церквей не имел функции присоединяться к религиозной конфессии, которой он непосредственно руководит, даже если и без объявления или только напоказ. Именно такая точка зрения предоставила основу для многих упрёков в мой адрес. Если, в дополнение к опубликованию своего личного мнения, я имел бы намерение поощрять или возглавить религиозную группу, тогда бы я должен был отказаться от всех своих функций, ведомств и партийной деятельности. Это следовало из точки зрения, которой я придерживался. Министр церквей, как национал–социалистический министр, по моему мнению, был обязан не продвигать религию, которой он симпатизировал, но быть независимым от всех религиозных конфессий.

Документ PS-101 письмо от начальника партийной канцелярии – тогда ещё начальника штаба заместителя фюрера – в котором заявлен протест тому, что многие конфессиональные произведения приводят к ухудшению сопротивления войск; и он предложил, что было бы лучше, чтобы мое ведомство издавало такие публикации. Здесь не представили мой ответ на него – не показали мне. Моё мнение всегда заключалось в том, что, будучи партийным ведомством, не для меня было писать религиозные трактаты, но что, конечно, это можно было оставить на каждого отдельного человека – если кто имел сказать, что-то важное, излагать это в письменном виде как делали другие.

Документ PS–100 это упрёк от бывшего начальника штаба заместителя фюрера, Бормана о том, что я заявил в присутствии фюрера, что протестантский епископ Рейха, Мюллер363, написал очень хорошую книгу для немецких солдат. Рейхсляйтер Борман сказал, что эта книга Мюллера не показалась ему подходящей, прежде всего, под ней маскировалась конфессиональная пропаганда. Мне не кажется, что упрёк направленный на меня за незамедлительное одобрение епископа Рейха Мюллера выразившего своё мнение правильным образом – и естественно в соответствии со его ходом мысли – можно изобразить как религиозное преследование.

Документ PS-089 - письмо Бормана, которое отправлено мне для сведения, в котором он сказал мне, что он предложил рейхсляйтеру Аманну364, чтобы, из–за общего дефицита бумаги, религиозные произведения, которые сократили только на 10 процентов, должны были сокращать дальше. Я не знал, в какой степени тогда предпринималось сокращение всех журналов. Я могу лишь заявить, что во время войны даже семь журналов об искусстве, музыке, фольклоре, немецкой драматургии, и т. д., которые издавало моё ведомство, постоянно сокращались и ужимались вместе с остальными журналами Германского Рейха.

Документ PS-064 - письмо главы партийной канцелярии, в котором меня информировали о письме гауляйтера ссылавшегося на брошюру генерала фон Рабенау365, «Дух и душа солдата». Этот гауляйтер с очень сектантской точки зрения критиковал генерала фон Рабенау, и протестовал против тому, что этот трактат появился в серии брошюр опубликованных партией. В связи с этим я хочу сказать, что этот трактат генерала фон Рабенау вышёл в серии опубликованной моим партийным ведомством и что я лично прочитал эту брошюру заранее и предоставил ему возможность озвучить его мнение в этой серии, которая содержала много политических трактатов общеисторического характера. Я не отозвал брошюру.

Документ PS-098 содержит новые упрёки против меня от начальника партийной канцелярии. Он сказал, что епископ Рейха Мюллер пожаловался на то, что он имел от меня указания о разработке основных принципов организации религиозных инструкций в школе.

Борман долго излагает, что задачей партии не является принимать участие в реформаторских мерах в отношении религиозных инструкций в школах. На это я хочу сказать следующее. Я вообще не мог давать никаких инструкций епископу Рейха Мюллеру по данной теме. Вместе с тем, епископ Рейха посетил меня по двум поводам, и по одному поводу он сказал мне, практически со слезами на глазах, что он не получает подходящего отклика на свою работу. Я сказал ему: «Ваше преосвященство, как военный пастор вы просто не очень хорошо знакомы публике. Будет весьма кстати, если вы напишите подробную работу, излагающую ваши взгляды и ваши задачи для того, чтобы различные группы евангелической церкви могли узнать о ваших идеях, и таким образом вы можете заставить ощущать своё влияние таким способом каким захотите». Епископ Рейха положительно высказался об этом, и возможно сделал несколько дополнительных замечаний. Мне не кажется, что обвинение сделанное здесь Борманом также может быть истолковано как преследование церкви.

Документ PS-075 - специальное циркулярное письмо от начальника партийной канцелярии, излагающее его личные взгляды на отношение национал–социализма к христианству. Как я хорошо помню, этот документ касается следующего: однажды я услышал, что Борман отправил письмо такого содержания некому гауляйтеру и также копии всем гауляйтерам. Я попросил его дать мне знать об этом. После долгой отсрочки я, наконец, получил это циркулярное письмо. Как партийный циркуляр, я считал его неподходящим по форме и содержанию. Я написал Борману – и мне кажется моё письмо, отправленное ему, должно быть найдено в моих записях о том, что я не считаю его подобное циркулярное письмо, подходящим или правильным и добавил, от руки, чтобы он воспринимал это более серьезно и что, по моему мнению, фюрер не одобрил бы подобное циркулярное письмо. Позже я лично поговорил об этом с Борманом и сказал ему, что каждый из нас имел право определить свою позицию по проблеме, но официальные партийные циркуляры – и в особенности в такой форме – по моему мнению, были невозможны. После этой беседы, Борман был сильно смущен и – как я случайно слышал от моего со-подсудимого Шираха – это циркулярное письмо, согласно ему, отменили и признали недействительным. Однако, я не могу сделать об этом никакого заявления.

Тома: Господин председатель, я хочу обратить внимание на факт, что я привел номер документа PS-075 к этому документу, но в действительности он должен быть документом D–75.

Розенберг: Документ PS-072 - письмо от Бормана со ссылкой на вопрос обследования монастырских библиотек конфискованных государством. Мне не говорили о политических причинах, связанных с каждым делом, но я слышал, что полиция требовала дополнительных прав проводить расследования о такого рода вещах. Это была проблема, которая в те годы привела меня к конфликту с Гиммлером. Я считал совершенно невозможным, чтобы такое расследование проводили под контролем полиции, и это мотивировало меня, как видно из документа PS-071, встать в оппозицию Борману в данном вопросе.

Документ PS-072 приводит ответ Бормана мне, в котором он указывает, что Гейдрих абсолютно настаивал на продолжении таких поисков и сказал – я цитирую: «Научное опровержение антагонистической философии можно вести после предварительной полицейской и политической подготовки». Я считал такое отношение абсолютно негодным и протестовал этому.

Здесь есть важные комментарии, которые я должен был делать на этих многочисленных документах. Я отказался написать официальный партийный трактат религиозного подобия или иметь катехизисы написанными моими партийными ведомствами. Я всегда стремился принимать то, что я считал национал–социалистическим отношением не рассматривая своё ведомство «духовной» полицейской силой; но оставался тот факт, что фюрер поручил Борману официальное представление партийного отношения к церкви.

Мой ответ на все эти письма отсутствует, и я не вспоминаю, отвечал ли я на что-то, или давал эти ответы Борману устно на совещаниях. Но, несмотря на тот факт, что все эти ответы отсутствуют, обвинение заявляет, что мы оба, то есть Борман и я, издавали распоряжения о религиозном преследовании и вводили в заблуждение остальных немцев для участия в таких религиозных преследованиях.

Я хочу подытожить и принципиально заявить, что эта решающая тысячелетняя проблема отношений между светской и церковной властью, и что многие государства принимали меры, против которых всегда протестовали церкви. Когда в современное время мы посмотрим на законы Французской республики при министерстве Комба366, и когда мы посмотрим на правовую систему Советского Союза, мы увидим, что обе поддерживают официально поощряемую атеистическую пропаганду в трактатах, газетах и карикатурах.

Последнее, я хочу сказать, что национал–социалистическое государство во всех случаях, насколько я знаю, предоставляло церквям более чем 700 миллионов марок ежегодно из налоговых поступлений для поддержания их организационной работы, до самого конца.

Тома: Свидетель, начальник партийной канцелярии Борман, с течением времени, встретил в вас еще более острую оппозицию. Причина этому, как можно сказать, враждебность между вами и Борманом в том факте, что в церковных делах вы были более терпимы, чем сам Борман?

Розенберг: Сложно сказать, какие причины играли здесь роль. То, что враждебность была настолько глубокой, как окончательно оказалось, особенно касаясь восточных проблем, я осознал позже, гораздо позже. Я, конечно, совершенно признаю, что в широком движении могут существовать многие темпераменты и многие взгляды, и я не исключал для себя недостатков и ошибок, которые могли критиковать остальные. Я не верил, что разногласия во мнениях могли привести к враждебности таких размеров, что это бы в результате подрывало официальное положение оппонента.

Тома: Религиозные службы в Третьем Рейхе, регулярные воскресные службы, и тому подобное каким-то образом ограничивались?

Розенберг: Я не могу вам сейчас сказать. Насколько я знаю, религиозные службы до конца никогда не запрещались по всей Германии.

Тома: Теперь я перехожу к айнзацштабу. Я вручаю вам документ PS-101 (экземпляр номер USA–385) в котором подытожены существенные вопросы, и я отсылаю вас в частности к документу номер FA–1. Как состоялось создание айнзацштаба Розенберг?

Розенберг: Обвинение утверждает, что речь идет о преднамеренном плане разграбления культурных сокровищ других государств. На самом деле правдой было следующее: мы имели дело с невиданной ситуацией. Мой коллега сопровождал делегацию прессы, когда германские войска вступали в Париж, и заметил что практически все парижане вернулись за исключением еврейского населения, а значит все организации и учреждения в этой категории собственности остались заброшенными, как и квартиры и усадьбы ведущих личностей, то есть, бесхозными. Он предложил, чтобы следовало провести обследование имущества, архивов и переписки. Я доложил вопрос фюреру и спросил, одобряет ли он осуществление такого предложения.

Моё письмо фюреру представили мне во время предварительного допроса, но обвинение не представило трибуналу. Таким образом, при том, что документальное подтверждение причины всей акции на руках, обвинение все еще поддерживает обвинение в преднамеренном плане.

Приказ фюрера приняли в начале июля 1940 и поскольку большое число предметов искусства, в дополнение к архивам, находилось под угрозой во многих усадьбах, сохранение и перевозка этих предметов искусства в Германский Рейх была приказана фюрером.

Тома: Вам что–нибудь известно, о том в какие правовые процедуры верил Гитлер принимая эти меры?

Розенберг: Да, и я бы хотел признать…

Председатель: Минуточку. Я не понимаю, что вы говорите. Вы говорите, что вы внесли предложение фюреру, и что есть доказательство вашему письму с таким предложением и, что обвинение скрывает такое доказательство? Вы это говорите? Вы ответите на вопрос? Вы предполагаете, что оно скрывает доказательство вашего предложения сделанного фюреру по схеме изъятия еврейского имущества из Франции?

Розенберг: Нет, я не желаю сказать, скрывает, но только говорю, что его не приобщили, при том, что его показывали мне не предварительных слушаниях.

Тома: Господин председатель, могу я добавить несколько деталей. Я хочу отметить, что я непрерывно указывал в своих обращениях о том, чтобы письмо было доступно, поскольку его предъявляли подсудимому Розенбергу на предварительных слушаниях.

Председатель: Вы заявляли какие–нибудь ходатайства о представлении документа?

Тома: Да, господин председатель.

Председатель: Когда?

Тома: Я непрерывно обращал внимание на этот документ – о приобщении документа.

Председатель: Что же, трибунал совершенно не осведомлен об отклонении такого запроса. Позвольте мне взглянуть на письменный запрос.

Тома: Да.

Председатель: Это наверное не вопрос очень большой важности. Я лишь хотел узнать, о чем говорит свидетель.

Тома: Господин председатель, я направлю из своего дела.

Председатель: Очень хорошо, теперь вы можете продолжать.

Розенберг: Конечно, было ясно, что мы столкнулись с необычной проблемой, и именно по этой причине я не разговаривал с военной администрацией, но прямо пошёл к фюреру, чтобы получить его мнение. Но мне кажется, можно сам по себе понять факт, что мы были заинтересованы начать исторические исследования относительно степени, в которой, в течение недавних лет или десятилетий, различные организации принимали участие в деятельности, которая здесь обсуждается как разрушение мира; во–вторых, сколько видных лиц, индивидуально принимали участие в этом; и в-третьих, я запомнил, что многие художественные работы, которые в прошлые времена вывезли из Германии не возвращались в Германию многие десятилетия, несмотря на соглашение 1815367.

Наконец, я думал о мере, которую с 1914 по 1918 признавали союзники как не противоречившую Гаагской конвенции368. В тот период немецкие граждане определенной категории – они являлись расовыми немцами за рубежом, в иностранных государствах, также на оккупированной немецкой территории – то есть, в колониях – у них конфисковали имущество и позже отобрали без компенсации в степени равной 25 миллиардам рейхсмарок. В мире, продиктованном Версалем, Германия кроме этого была обязана обеспечить безопасность этих лишенных имущества немцев и создать специальный фонд.

Главный французский обвинитель объявил на суде, что Версальский договор был основан на Гаагской конвенции. Поэтому, я пришел к выводу, что такая мера против самой заметной категории граждан в разгар непредвиденных военных мер, при всем уважение к частной и общественной собственности, в противном случае казалась оправданной.

Во время предварительных слушаний, меня также спросили о правовых гипотезах и я начал указывать на них, но меня прервали с замечанием, о том, что нас не касается данная проблема. Протокол этого допроса, который представляло французское обвинение, содержит замечание о том, что я предположительно сказал…

Председатель: Нас не касаются допросы до приобщения допросов в качестве доказательств. Эти допросы еще не приобщали в качестве доказательств. Вы сможете дать по ним свои пояснения, если они будут предъявлены вам во время перекрестного допроса.

Розенберг: Господин председатель, этот документ упоминали здесь в документальной книге, и можно найти немецкий перевод, хотя и не совсем дословный, во французских материалах.

Тома: Господин председатель, подсудимый лишь желает сказать, что с начала он указывал на то, что Версальский договор, статья 279, являлась авторитетной, что он ничего позднее не придумывал.

Председатель: Доктор Тома, все, на что я указал ему, заключалось в том, что различные допросы, которые состоялись, не приобщали в качестве доказательств. Конечно, если он ссылается на допросы, которые приобщили в качестве доказательств – но он ссылается?

Тома: Да, это FA–16369 (Документ номер L–188). Который приобщали, господин председатель.

Розенберг: Вот о чём я говорю. Его представили. Но этот допрос был…

Председатель: Секундочку. Если он ссылается на допрос, который приобщили в качестве доказательства, у него должен быть номер экземпляра.

Тома: Этот допрос в документальной книге, и он известен как документ FA–16.

Председатель: Если он ссылается на экземпляр, без сомнения он может это сделать.

Розенберг: Я только хочу разъяснить кое–какую ошибку в переводе. Я не сказал: «Да, это правда, я помню, что такая мера предпринималась», но я сказал: «Я обдумывал это», то есть, я обдумывал это раньше, не в момент, когда меня спрашивали. Я увидел это, только когда получил перевод, который я до этого не видел.

Что касается документа PS-1015, для того, чтобы не затягивать суд слишком долго, я хочу отметить пару вещей – а именно, что в рабочем докладе 1940–44, на странице 2, сказано, что происхождение не подлежит сомнению, и на странице 3 мы видим, что проведение инвентаризации осуществлялось добросовестным способом на основании научного каталога, что была создана реставрационная мастерская для того, чтобы гарантировать их прибытие в точку назначения в хорошем состоянии.

Наконец я хочу добавить несколько слов, потому что они кажутся мне важными в виду обвинений советского обвинения относящихся к обращению айнзацштаба с культурными ценностями на бывших оккупированных восточных территориях. В конце рабочего доклада, там сказано под заголовком «Работа в восточных регионах» - я цитирую:

«Деятельность специального айнзацштаба «Пластическое искусство» ограничилось на оккупированных восточных территориях научной и фотографической фиксацией общественных коллекций, их сохранением и уход во взаимодействии с военными и гражданскими ведомствами. Во время эвакуации района, несколько сотен самых ценных русских икон, несколько сотен русских картин восемнадцатого и девятнадцатого веков, отдельные предметы мебели и домашней утвари…были восстановлены и доставлены в Рейх на сохранение».

Я только хотел этим отметить, что айнзацштаб на Востоке не перевозил в Рейх никакие советские культурные и художественные ценности, но только доставил их в безопасность – как можно видеть из следующих документов, когда эвакуировались районы которым непосредственного угрожали операции – сначала в тыловые районы, затем дальше и частично в Рейх.

Из того же самого документа, я хочу отметить письмо от 5 июля 1942 от рейхсминистру и начальнику рейхсканцелярии. Я сошлюсь на обвинение польского правительства о том, что весь вывоз предметов искусства и музейных экспонатов был сконцентрирован в айнзацштабе или ведомстве Розенберга в Берлине. Я снова вернусь к этим польским обвинениям. Я лишь хочу указать на параграф в письме доктора Ламмерса, который говорит, что фюрер распорядился о том, чтобы различные библиотеки в восточных регионах были конфискованы; и затем прямо сказано: «Генерал–губернаторство не включает».

Кроме того я сошлюсь на директиву рейхсминистра оккупированных восточных территорий от 20 августа 1941 рейхскомиссару Остланда370.

Тома: Какая страница?

Розенберг: Страница 2 этого документа. В конце сказано…

Председатель: О каком документе вы сейчас говорите? Какой номер документа?

Розенберг: Извиняюсь, но на моей копии не отмечено красным, и поэтому я ссылаюсь на документ в моих руках. В любом случае, это в конце страницы 1 документа. Это не специальное письмо, это циркулярное письмо датированное 7 апреля 1942.

Председатель: Я только хочу понять. Что я записал это то, что он ссылается на распоряжение от 20 августа 1941.

Розенберг: Прошу прощения. Это 20 августа.

Тома: 20 августа, это правильно, и год 1941. Это страница 78 документальной книги 2, в конце страницы.

Розенберг:

«Я прямо прошу вас запретить вывоз любого рода предметов культуры из вашего рейхскомиссариата, какими бы то ни было ведомствами, без вашего одобрения. То какие предмету культуры возможно могут быть использованы для специальной исследовательской работы подлежит дальнейшему регулированию. Я прошу вас проинформировать об этой директиве своих подчиненных генеральных и окружных комиссаров. На национальную администрацию музеев, библиотек, и т. д. независимо от прав на инспекцию и инвентаризацию айнзацштаба, данная директива не распространяется».

Я вернусь к этой директиве позднее, отвечая на обвинения советского обвинения относительно управления в Эстонии, Латвии и Литве.

Тома: Сейчас мы переходим к мебельной операции во Франции.

Розенберг: Я пока не закончил с этим вопросом, потому что исключительно серьезные обвинения преобладают в данном вопросе. Я сошлюсь на вторую директиву рейхсминистра оккупированных восточных территорий, датированную 7 апреля 1942 в конце которой, под пунктом I, повторяются прочитанные мной фундаментальные принципы. Это в документальной книге 2, страница 94. Всем говорили полностью воздерживаться от самостоятельной акции.

Под пунктом II, дословно сказано:

«В особых случаях, в качестве исключения, можно предпринимать немедленные шаги по сохранению и вывозу вещей в безопасное место для того, чтобы избежать возникающих угроз – то есть, опасности обрушения зданий, действий противника, влияния климата, и т. д.».

Я вернусь к этому в связи с обвинением советского правительства относительно событий в Минске. Когда зачитывали документ PS-076, в конце сказали, что никогда не отдавалось никакого приказа о защите культурных ценностей. Такой приказ представили здесь дважды.

Далее, я хочу сослаться на директиву от 3 октября 1941 рейхсминистра оккупированных территорий штабляйтеру айнзацштаба в этом же самом документе – где я снова обращаю особое внимание на документ, который сейчас прочитал.

В дополнение, я обращаю внимание трибунала на приказ высшего командования армии от 30 сентября 1942, который был принят по согласованию с рейхсминистром оккупированных восточных территорий. Здесь также буквально сказано в конце, под пунктом I…

Тома: Это на странице 89 документальной книги?

Председатель: Что это? Сентябрь 42–го?

Розенберг: 30 сентября 1942.

Председатель: Да я нашёл. Что насчёт того, что от октября 41–го? Где это?

Розенберг: Октября 41–го?

Председатель: Вы знаете, где это, доктор Тома?

Тома: Это находится в документе PS-1015, экземпляр USA–385, но может быть этот документ не внесен в этот индекс. В своём документе я не могу его сейчас найти, но он относится к PS-1015 и был предъявлен целиком.

Розенберг: И приказ высшего командования армии от 30 сентября 1942 говорит, под пунктом I:

«За исключением особых случаев, в которых сохранение находящихся под угрозой предметов культуры является срочным, следует предпринимать усилия по их оставлению в месте нахождения. Для данной цели, согласно взаимным соглашениям между генерал–квартирмейстером генерального штаба армии и айнзацштабом рейхсляйтера Розенберга, последнему предоставляются полномочия: c) о том, чтобы в оперативном районе Востока сохранять от повреждений или разрушения такие художественные работы, не входящие в параграф b – в особенности музейные экспонаты – охранять и/или помещать их в безопасность».

И в конце директивы, сказано под пунктом IV:

«Независимо от миссий айнзацштаба рейхсляйтера Розенберга, согласно разделу I, а, b, c, войска и все военные учреждения, расположенные в оперативном районе настоящим инструктируются, как и ранее, по возможности сохранять ценные предметы искусства и защищать их от уничтожения или повреждения».

Я уверен, мой долг подтвердить, по крайней мере очень коротко, что мой айнзацштаб, также как и военные учреждения, даже во время этих ожесточённых сражений издавали очень четкие директивы и приказы по охране предметов искусства русского, украинского, и белорусского народа.

Тома: Господин Розенберг, вы знаете, что Гитлер и Геринг перенаправляли некоторые предметы искусства, которые конфисковали во Франции. Какую роль вы играли в данном вопросе?

Розенберг: В принципе фюрер обозначал, как видно из информации предоставленной фельдмаршалом Кейтелем по приказу фюрера, что он оставлял в своём распоряжении эти работы и любое решение относящееся к ним.

Я никоим образом не желаю оспаривать, что я надеялся, что по крайней мере, большая часть этих предметов искусства осталась бы в Германии, в частности, поскольку, с ходом времени, многие немецкие культурные ценности были уничтожены тяжёлыми бомбардировками Запада. Эти художественные работы должны были быть своего рода сбережением для дальнейших переговоров. Когда рейхсмаршал Геринг, который по директиве фюрера особо поддерживал такую работу айнзацштаба, зарезервировал ряд из этих художественных работ для своей коллекции, я был – должен сказать откровенно, как говорит протокол – слегка обеспокоен, потому что в силу этого поручения я взял под своим именем определенную ответственность за итог конфискации культурных и художественных предметов, и поэтому был обязан полностью каталогизировать их, и сохранить их доступными для любых переговоров или решений. Поэтому, я распорядился своему заместителю составить как можно более полный перечень тех вещей, которые рейхсмаршал, с одобрения фюрера, перенаправил для своей коллекции. Я знал о том, что рейхсмаршал Геринг намеревался позднее передать свою коллекцию Германскому Рейху и не завещать её в частном порядке.

В протоколе допроса, который предъявило и огласило по этому положению французское обвинение также есть досадная ошибка. Он говорит, что я беспокоился, из-за того, что рейхсмаршал Геринг присвоил эти произведения искусства. На немецком, термин «entwendet371» означает брать, что–то незаконно. Однако, то что я сказал было «verwendet372», что имеет другое значение.

Тома: Господин председатель, я хочу отметить, в этой связи факт, что французы использовали слово «detourne», которое означает «перенаправлять».

Председатель: Трибунал прервется.

[Объявлен перерыв]

Тома: Сейчас я перехожу к мебельной операции во Франции, и с этой целью я показываю подсудимому документ PS-001, также том II французской документальной книги, и я прошу подсудимого высказать свои взгляды на это.

[Документ представили подсудимому]

Розенберг: Документ PS-001 в начале содержит сведения о том, что жилые помещения на Востоке находились в таком кошмарном состоянии, что я предложил, чтобы бесхозяйные еврейские дома во Франции и их мебель должны были быть предоставить для этой цели. Данное предложение было одобрено распоряжением изданным по приказу фюрера рейхсминистром и начальником рейхсканцелярии 31 декабря 1941.

В ходе всёвозраставших бомбардировок Германии, я посчитал, что больше не могу нести ответственность за это, и таким образом я внёс предложение о том, что мебель должны были передавать в распоряжение жертв бомбардировок в Германии – которые насчитывали более чем 100 000 человек в некоторые ночи – чтобы оказать им неотложную помощь.

В сообщении из французской документальной книги в седьмом параграфе сказано о том как проводились конфискации: что такие пустующие апартаменты опечатывали, что они оставались опечатанными на некоторое время на случай возможных жалоб, и что затем производилась доставка в Германию.

Я осведомлен, что это, без сомнений, было серьезным посягательством на частную собственность, но здесь снова, в связи с предыдущими соображениями, я думал о смысле, и наконец, о миллионах бездомных немцев. Я хочу подчеркнуть в связи с этим, что я держал себя в курсе о том, что дома, их собственники, и основной состав мебели подробно вносили в большую книгу, как основу для возможных дальнейших переговоров.

В Германии дело было организовано так, что люди пострадавшие от бомбардировок платили за эту мебель и утварь, которые передавали в их распоряжение, и эти поступления вычитались из тех требований которые они имели к государству. Эти деньги оплачивались в специальный фонд под руководством министра финансов.

Документ PS-001 содержит под номером 2 предложение, которое я сам считаю серьезным обвинением против меня. Это предложение о том, что в виду многих убийств немцев во Франции, не только французов следовало расстреливать как заложников, но чтобы еврейских граждан тоже брали в расчет. Я хочу сказать, что я считал эти расстрелы заложников, поскольку о них объявляли публично, допустимой мерой в особых обстоятельствах военного времени. Тот факт, что подобную вещь осуществляли вооруженные силы казался мне соответствующим результату обычных расследований, тем более поскольку это происходило на территории государства которое подписало с Германским Рейхом перемирие.

Во–вторых, это случилось в период волнения, из-за начала войны с Соединенными Штатами Америки и нашими воспоминаниями о докладе польского посла, графа Потоцкого, датированного 30 января 1939, который трибунал запретил зачитывать.

Однако, несмотря на всё, я должен сказать, что я считаю это предложение личной несправедливостью. Глядя на него с точки зрения права, я хочу отметить, что в документе PS-1015, под буквой Y, есть письмо рейхсминистра и начальника рейхсканцелярии, которое датировано 31 декабря 1941, и в котором сказано:

«Ваш меморандум, от 18 декабря 1941 представлен фюреру. Фюрер принципиально согласен с предложением пункта 1. Копию той части меморандума, которая касается использования еврейской домашней утвари, я направил главнокомандующему вооруженными силами и рейхскомиссару оккупированных Нидерландов, вместе с письмом, копия которого прилагается к настоящему».

В этом вопросе пункт 1 был принят, и молчаливо, хотя при этом и категорически, пункт 2, который касается этого предложения отклонили. Таким образом данное предложение, не имело никаких правовых последствий. Позднее я никогда не ссылался на такое предложение, и я должен сказать, что я совсем о нём забыл пока его снова мне не представили.

Тома: Сейчас я перехожу к предмету «министр оккупированных восточных территорий». Подсудимый стремиться выразить своё мнение относительно ноты Молотова373 – что он, подсудимый был царским шпионом – поскольку это влияет на его личную характеристику. Поэтому я спрашиваю подсудимого, имел ли он, когда-нибудь отношения с царской полицией.

Розенберг: Нет.

Руденко: Господин председатель, в обвинительном заключении которое предъявлено подсудимому Розенбергу, нет пункта где бы ему инкриминировалось в том, что он являлся царским шпионом. Поэтому постановка этого вопроса мне кажется излишней.

Тома: Ноты Молотова представлены трибуналу, и так же приобщены в качестве доказательств. Поэтому, я думаю, что мне можно будет разрешить поставить такой вопрос.

Председатель: Он уже ответил на вопрос отрицательно, поэтому вы можете перейти от этого, не так ли? Это не является частью обвинительного заключения.

Тома: Да.

[Обращаясь к подсудимому]
Когда вы узнали о том, что вас предложили на пост министра оккупированных восточных территорий, и по какой причине вам дали такое поручение?

Розенберг: Могу я сказать на это, что в самом начале апреля – насколько я помню, это было 2 апреля 1941 – фюрер утром вызвал меня и объяснил мне, что он относился к военной стычке с Советским Союзом как к неизбежной. В качестве причин он привел два пункта: первый, военную оккупацию румынской территории – то есть, Бессарабии и Северной Буковины; второй, продолжавшееся долгое время укрепление в гигантском масштабе Красной армии вдоль демаркационной линии и в целом на советско–русской территории. Эти факты настолько бросались в глаза, что он уже отдал соответствующие военные и остальные приказы и решил назначить меня в качестве политического советника в решающем качестве. Таким образом, я предстал перед fait accompli, и попытка хотя бы обсудить вопрос была пресечена замечанием фюрера о том, что приказы отданы и что едва ли можно что–нибудь изменить, соответственно я, конечно, сказал фюреру, что желаю удачи германскому оружию, и я нахожусь в его распоряжении для политических советов, которых он желал.

Сразу же после этого, я созвал встречу нескольких своих ближайших помощников, поскольку я не знал, начнутся ли военные операции очень скоро или позднее. Мы подготовили ряд проектов касавшихся возможного обращения с политическими проблемами и мер которые возможно было предпринять на оккупированных территориях Востока. Эти проекты представлены здесь. 20 апреля я получил предварительную задачу, которая заключалась в формировании центрального ведомства занимавшегося восточными вопросами и установлении контакта с высшим руководством Рейха заинтересованным в этих вопросах.

Тома: Я хочу представить подсудимому инструкции, которые он подготовил после его назначения.

У меня есть еще одна просьба к трибуналу. Эти инструкции перечеркнуты на фотокопии и содержат всякого рода замечания. Поэтому, я прошу, чтобы трибунал лично ознакомился с фотокопиями для того, чтобы он видел, как эти инструкции перечеркивали. Сами по себе документы уже представлены трибуналу как пронумерованные экземпляры.

Розенберг: Могу я сослаться на эти документы – PS-1017, PS-1028, PS-1029 и PS-1030…

Председатель: Их уже приобщили в качестве доказательств?

Тома: Да, их приобщили.

[Обращаясь к подсудимому]
Могу я попросить вас назвать номера экземпляров?

Розенберг: Я только что назвал номера экземпляров.

Тома: Какие у них номера экземпляров USA?

Розенберг: Документ номер PS-1028 имел номер экземпляра USA–273; документ PS-1030 имел экземпляр USA–144. На других я не нашел никаких номеров USA.

Тома: Документ PS-1017, экземпляр USA–142; Документ PS-1028 экземпляр USA–273; Документ PS-1029 экземпляр USA–145; Документ PS-1030 экземпляр USA–144. Они находятся в специальной документальной книге для подсудимого Розенберга. Я заявляю в этой связи, что это временные проекты, с пометками секретаря, с конца апреля по начало мая. Эти временные проекты не выпустили, но как можно видеть, перечеркивали и дополняли письменными замечаниями на полях; и в дополнение, они содержат точки зрения, которые позднее не были одобрены фюрером. По этой самой причине, что касалось Украины, они вообще не могли применяться. Письменные инструкции, которые выпустили для рейхскомиссаров Остланда и Украины, после формирования министерства оккупированных восточных территорий, к сожаления не найдены, поэтому я не могу на них сослаться.

20 июня 1941 – то есть, за день до начала войны против России вы произнесли речь для каждого кто занимался восточными делами относительно этих восточных проблем? Речь идет о документе USA–147, из которого обвинение несколько раз процитировало один абзац.

Розенберг: Это довольно длинная импровизированная речь, произнесенная перед теми, кого это касалось, и назначенных заниматься восточными проблемами. В отношении этого, я заявляю, что мой долг заключался, само собой разумеется, учитывать политические меры которые нужно было предложить, чтобы избежать ситуации при которой Германскому Рейху приходилось бы сражаться на Востоке каждые 25 лет за своё существование, и я хочу подчеркнуть, что то, что я аутентично сказал в конфиденциальной речи в любом случае не соответствует советским обвинениям о том, что я выступал за систематическое уничтожение славянских народов.

Я не желаю занимать время трибунала зачитывая здесь очень много; вместе с тем я хочу зачитать несколько абзацев в своё оправдание. На странице 3 сказано: (экземпляр USA–147):

«Изначально, русская история являлась чисто континентальным делом. Так как 200 лет Москва-Россия прожила под татарским игом, и её лицо в основном было направлено на Восток. Русские торговцы и охотники открывали Восток вплоть до Урала. Некоторые казачьи тропы шли в Сибирь, и без сомнения колонизация Сибири одно из крупнейших свершений истории».

Я думаю, что этим выражается моё отношение к такому историческому достижению.

На странице 6 сказано:

«Из этого следует, что цель Германии свобода украинского народа. Это обязательно следует подчеркнуть в нашей политической программе. В какой форме и в какой степени может быть сформировано украинское государство, сейчас не имеет значения. … Следует осторожно двигаться в этом направлении. Следует развивать литературу рассматривающую украинскую борьбу для того, чтобы возродить историческое сознание украинского народа. В Киеве нужно основать университет, создать техникумы, развивать украинский язык и т. д».

Я процитировал это как документальное доказательство того факта, что у меня не было намерения уничтожать культуру народов Востока.

В следующем параграфе я отмечал, что было важно склонить, с течением времени, к добровольному содействию 40 миллионов человек Украины. На странице 7 сделана ссылка на возможную оккупацию кавказских территорий как следующее:

«Здесь целью не будет создание кавказского национального государства, а поиск решения в федеративных чертах которые с немецкой помощью, могут привести к тому, чтобы повлиять на этих людей просить у Германии защиты их культурного и национального существования»

Здесь также нет вопроса или желания уничтожать.

Теперь возникает вопрос, описанный американским обвинением как особо серьёзный, инкриминирующий фактор. Это касается так называемой колонизации и имущества немецких народов на Востоке. Этот параграф сформулирован следующим образом:

«Помимо всех этих проблем, есть вопрос, который имеет одинаково общий характер, и который мы все должны обдумать – а именно, вопрос немецкого имущества. Немецкий народ веками работал над этой обширной территорией. Результатом этой работы, помимо прочего, было освоение обширных земель. Землю, конфискованную в балтийских странах можно сравнить по размеру с Восточной Пруссией; вся недвижимость Черного моря такая же большая как Вюртемберг, Баден и Эльзас вместе взятые. В районе Черного моря обработано больше земли, чем пригодно для пашни в Англии. Эти сравнения размера должны дать нам понять, что там немцы не праздно эксплуатировали или грабили народ, но, что они вели конструктивную работу. И результат такой работы немецкое национальное имущество; независимо от более ранних владельцев. То как это можно однажды компенсировать пока нельзя рассматривать. Но…можно создать правовую основу».

Я пожелал процитировать это для того, чтобы я мог позже ссылаться на это, в частности в отношении рейсхкомиссариата Остланд, где несмотря на эти размышления семисотлетнее немецкое имущество не восстановили, но передали эстонцам, латышам и литовцам по закону, что подтверждается.

В последнем параграфе заявлено:

«Мы должны в связи с этим заявить, что даже теперь мы не враги русскому народу…».

Председатель: Вы всё еще читаете из документа PS-1058?

Розенберг: Да. Я продолжаю цитировать следующий абзац:

«Мы должны в связи с этим заявить, что даже теперь мы не враги русскому народу. Все мы, кто раньше знал русских, знают, что русский - очень симпатичный человек, способный ассимилироваться, но только с отсутствием силы характера свойственной западноевропейцу…Наша борьба за перегруппировку идёт совершенно в соответствии правом народов на национальное самопределние…».

Я не буду зачитывать трибуналу конец, который он может позже подробно изучить, если пожелает.

Я произносил эту речь полностью убежденным в том, что, после моих первых вступительных замечаний фюреру о предмете, он, в сущности, согласился со мной. Я не знал – и он мне не сказал, что уже приняты другие военные и полицейские приказы; в противном случае для меня было бы невозможно – и в частности в присутствии Гейдриха – произносить речь, которая очевидно прямо противоречила концепциям Гиммлера и Гейдриха.

Что касается отрывка из этого документа который цитировало обвинение, я должен сказать следующее: я слышал от людей, работавших в четырехлетнем плане, что в случае оккупации московского промышленного района и сильного разрушения из-за военных операций, масштабное производство уже нельзя было продолжать, и что деятельность, возможно, ограничилась бы только ключевыми производствами. Это бы привело к неизбежному результату в значительной безработице. Кроме того, было не ясно сколько было на Востоке резервов, и в виду общей продовольственной обстановки и из-за блокады, в первую очередь нужно было рассматривать немецкое продовольственное снабжение.

Это отступление к замечанию о том, что при определенных обстоятельствах могла быть необходима крупномасштабная эвакуация русских территорий, где большое число промышленных рабочих могло стать безработным. И в связи с этим, я хочу сослаться на документ PS-1056, который содержит первую директиву министерства по делам Востока, согласно которой обеспечение снабжения продовольствием населения также сделали особой обязанностью.

Тома: 17 июля 1941 распоряжением фюрера вас назначили, действовать в качестве рейхсминистра вновь оккупированных восточных территорий. В предыдущий день состоялось совещание между Гитлером, Кейтелем, Герингом и Ламмерсом, во время которого вы в подробностях заявили о своей административной программе. Я ссылаюсь на документ L–221, экземпляр USA–317 и прошу вас прокомментировать это. Это на странице 123 второй документальной книги Розенберга.

Розенберг: Этот документ, который очевидно окончательное резюме Бормана, конечно, представляли здесь четыре или пять раз. Во время этой встречи я на самом деле не собирался представлять обширную программу, но это заседание созвали для того, чтобы обсудить формулировку намечавшихся указов фюрера, касавшихся управления оккупированными восточными территориями и предоставить всем участникам возможность высказать свои взгляды по данному предмету. Меня тоже заботил ряд вопросов касавшихся кадров, которые я хотел представить фюреру. Поэтому, я был удивлен, когда фюрер начал страстно и довольно пространно, излагать эту политику на Востоке при этом сделав для меня много неожиданных наблюдений. У меня сложилось впечатление, что фюрер сам был возбуждён из-за неожиданно мощного вооружения Советского Союза и нашей тяжелой борьбы против Красной армии. Очевидно это заставило фюрера сделать некоторые заявления на которые я, возможно, сошлюсь в конце.

В присутствии остальных свидетелей, я возражал неожиданным заявлениям фюрера, и в дополнение я хочу зачитать из записи Бормана следующие абзацы, которые до сих пор не зачитывали полностью. Я цитирую из оригинала документа L–221 на странице 4:

«Рейхсляйтер Розенберг подчеркивает, что, согласно его взглядов, каждый комиссариат потребует разного обращения с населением. На Украине нам нужно инициировать программу поощрения искусства и культуры. Нам нужно пробудить историческое сознание украинцев, и создать в Киеве университет, и похожее. Рейхсмаршал, с другой стороны, указывает на то, нам сначала нужно думать о гарантировании наших поставок продовольствия.

(Побочный вопрос: Есть ли еще нечто похожее на образованный класс на Украине, или украинцы высшего класса могут быть найдены, только как эмигранты из нынешней России?)».

Это комментарий Бормана. Я продолжаю цитировать:

«Розенберг продолжает о том, что определенные движения независимости в Украине заслуживают поддержки».

Затем далее на странице 5 цитирование намерений фюрера, где сказано, - и я цитирую:

«Точно также как Крым, включая значительные внутренние районы (территории к северу от Крыма), должен стать территорией Рейха; прилегающие территории должны быть как можно больше».

Розенберг жалуется на это, потому что там живут украинцы.

(Побочный вопрос: - снова от Бормана – «часто, кажется, что Розенберг имеет симпатию к украинцам; он хочет увеличить бывшую Украину в значительной степени)».

Таким образом, есть доказательство того, что я изо всех сил пытался убедить фюрера согласиться со мной в тех же положениях, что я произносил в своей речи 20 июня 1941 перед собравшимися начальниками отделов.

Дальнейшее содержание документа показывает, что рейхсмаршал был в особенности заинтересован в назначении бывшего гауляйтера Коха374, и что я возражал этой кандидатуре, поскольку опасался, что Кох, из–за своего темперамента и такой удаленности от Рейха, может не следовать моим указаниям. Точнее, заявив протест, я не мог знать, что Кох позже, не подчиняясь моим указаниям, зайдёт настолько далеко, как он сделал и – я добавлю – по особому подстрекательству главы партийной канцелярии.

Ближе к концу, на странице 10 подлинника записи, видно отрывок, который не зачитывали, и который я процитирую:

«Возникла длительная дискуссия в отношении компетенции рейхсфюрера СС. Очевидно, участники также в это время думали о полномочиях рейхсмаршала».

Я лично желаю добавить, что это частное замечание сделанное главой партийной канцелярии и никоим образом не представляет фактическую запись о встрече. Я цитирую дальше:

«Фюрер, рейхсмаршал и остальные постоянно подчеркивают, что Гиммлеру не нужно иметь больше компетенции, чем есть у него в самой Германии, однако это, является абсолютно необходимым».

Эти записи показывают, что это была достаточно жаркая дискуссия, поскольку, не только во время этого совещания, но и до него, я возражал идее, чтобы полиция имела право независимой исполнительной власти на оккупированных территориях – то есть, чтобы она была независимой от гражданской администрации. Я также выступал против представленной версии указа фюрера, которую уже приготовили. Я не нашел никакой поддержки своему мнению у присутствующих, и это объясняет огромную степень последующих доработок и формулировку указа, подписанного на следующий день фюрером, который являлся распоряжением подлежавшим применению для всей администрации оккупированных восточных территорий.

Тома: 17 июля вас назначили министром оккупированных восточных территорий, и в то же время произвели другие назначения. Теперь возникает вопрос: какой была степень вашей компетенции и вашей деятельности на восточных территориях? – вторая документальная книга Розенберга, том II, страница 46.

Розенберг: Могу я отослать вас к параграфу 2, который касается создания министерства оккупированных восточных территорий, где назначен рейхсминистр, и параграф 3, который гласит следующее:

«Военные полномочия и власть, осуществляют на вновь оккупированных восточных территориях командиры вооруженных сил в соответствии с моим распоряжением от 25 июня 1941. На полномочия делегата четырехлетнего плана на вновь оккупированных восточных территориях, в соответствии с моим распоряжением от 29 июня 1941, и полномочия рейхсфюрера СС и главы германской полиции, в соответствии с моим распоряжением от 17 июля 1941, настоящие правила не распространяются и они подлежат особому регулированию».

Параграф 6 гласит: «Глава каждого рейхскомиссариата будет рейхскомиссаром…», и затем следуют подробные правила, заявляющие о том, что рейхскомиссары и генеральные комиссары будут назначаться лично фюрером, и что соответственно они не могли быть уволены или освобождены мною.

Параграф 7 распоряжается о том, что рейхскомиссаров будут координировать рейхсминистры и получать указания исключительно от них, в тех случаях где не подлежала применению статья 3– то есть, параграф 3, который ссылается на командиров вооруженных сил и главу германской полиции.

Параграф 9 заявляет: «Рейхскомиссары ответственны за всю администрацию своей территории в гражданских делах».

В следующем параграфе всё управление немецкими железными дорогами и почтой, передаётся в компетенцию соответствующих министров, так как иначе на войне невозможно.

Параграф 10 запрашивает рейхсминистра, чьим штабом обозначен Берлине, координировать, в высших интересах Рейха, свои пожелания с пожеланиями других высших властей Рейха, и в случае разногласий во мнениях запрашивать решение фюрера.

Мне не нужно представлять трибуналу указ фюрера относительно командований вооруженных сил, поскольку довольно ясно, о чём идёт речь, ни распоряжение относительно полномочий делегата четырехлетнего плана, от 29 июня 1941, в котором сказано, что делегат четырехлетнего плана – то есть, рейхсмаршал Геринг – тоже может принимать инструкции для всех гражданских и военных служб на оккупированных восточных территориях. Однако решающее значение для оценки всех правовых взаимоотношений и вытекающих из этого последствий имеет указ фюрера о полицейской охраны на оккупированных восточных территориях от 17 июля 1941 года. Он говорит в разделе I следующее: «Полицейская безопасность на вновь оккупированных восточных территориях вопрос рейхсфюрера и главы германской полиции».

Согласно данному параграфу I все меры безопасности на восточных территориях передавались в неограниченную компетенцию рейхсфюрера СС, который соответственно, вместе с рейхсминистром оккупированных восточных территорий, и далее делегатом четырехлетнего плана, стал третьим самостоятельным центральным ведомством в Берлине, в результате чего, рейхсминистр оккупированных восточных территорий не смог ввести управление безопасности или полиции в своём министерстве в Берлине.

В пункте II сказано, что рейхсфюрер СС также уполномочен, кроме обычных инструкций для своей полиции, давать в определенных обстоятельствах указания непосредственно гражданским рейхскомиссарам, и что его обязали передавать приказы фундаментального политического значения через рейхсминистра оккупированных восточных территорий, в случае если это не вопрос предотвращения неминуемой угрозы. Такая формулировка предоставляла рейхсфюреру СС фактическую возможность самому решать о том, что он считал политически важным в своих приказах, а что нет, и в чём заключались его приказы о предотвращении грядущей угрозы.

Пункт III очень важного значения, поскольку цитата из документа PS-1056 создаёт у трибунала впечатление, что рейхсминистр оккупированных восточных территорий имел под своим командованием подразделения СС на оккупированных восточных территориях. При том, что это видно из пункта I, который я процитировал, то это неправильно, формулировка которую часто используют в связи с полномочиями СС приводит к ошибочному пониманию. Формулировка процитированная в пункте III указа о полиции безопасности следующая:

«Для поддержания полицейской безопасности каждому рейхскомиссару будет придан высший руководитель СС и полиции, который будет непосредственно и лично подчиняться рейхскомиссару. Руководители СС и полиции будут приданы генеральными комиссарами, главным и районным комиссарам, и будут подчиняться им непосредственно и лично».

Доктор Ламмерс, которому поручили подготовку этих предложений, ответил на вопрос о формулировке этого документа тем, что её выбрали чтобы обозначить, что гражданские рейхскомиссары точно могли давать указания полиции по политическим вопросам, но что выбор слов «непосредственно и лично подчинены» фактически оставлял право отдавать приказы за главой германской полиции. И, насколько мне известно, Гиммлер в особенности настаивал на такой формулировке, потому что она позволяла рейхскомиссарам внешне проявлять в отношении населения некое единообразие администрации, в то время как, согласно закону Рейха и на практике, власть отдавать приказы обходила стороной гражданскую администрацию. Соглашения между Гейдрихом и генерал–квартирмейстером армии представленные здесь, о содержании которых я услышал впервые во время этого процесса, подчеркивают, что это соответствует фактам и указывают на то, как эти вопросы развивались и звучали приказы и разрешения полиции.

Другие распоряжения касаются создания самих рейхскомиссариатов, и мне не кажется, что есть необходимость цитировать их трибуналу. Они представляют подробный разбор того, что им предшествовало.

Сейчас я просто хочу сослаться на распоряжение Ламмерса от 9 февраля 1942, которое ссылается на технические вопросы и вооружение. Я отмечаю, что из–за последующих желаний высказываемых остальными службами Рейха, ведомства по техническим вопросам и пропаганде, которые первоначально придали министерству оккупированных восточных территорий и рейхскомиссариатам, отделили от этих органов и подчинили соответствующим министерствам таким образом, что рейхсминистр Шпеер имел своих заместителей в рейхскомиссариатах в качестве связных, так же как имел рейхсминистр транспорта; и что инструкции по политической пропаганде должен был принимать рейхсминистр оккупированных восточных территорий, но их практическое исполнение осталось за рейхсминистром пропаганды.

Тома: Господин Розенберг, я думаю, вам следует быть более кратким.

Председатель: Да, Трибунал надеется, что вы сможете.

Тома: Самая важная вещь во всём вопросе, помимо компетенции руководителя СС и полиции, ваше положение в отношении генерального уполномоченного по распределению рабочей силы. Какими были условия относительно полномочий и подчинения. Заукель имел право давать вам указания?

Розенберг: Полномочия которые делегат четырёхлетнего плана получил от фюрера, и распоряжение фюрера от 21 марта…

Председатель: Вопрос был: «Заукель был вправе давать вам указания? Затем вы нам начали рассказывать нам о четырехлетнем плане. Я уверен, вы можете прямо ответить на этот вопрос.

Тома: Мне кажется…

Розенберг: Генеральный уполномоченный по распределению рабочей силы имел право давать указания всем высшим властям в Рейхе, и это включало рейхсминистра оккупированных восточных территорий. Это было…

Тома: Этого достаточно. Вы были вправе сказать рейхскомиссару Коху о том, что квоты на рабочих, которые запрашивали, могли или не могли выполнять – «да» или «нет»?

Розенберг: Я не мог сделать это так просто, поскольку генеральному уполномоченному по распределению рабочей силы фюрер устанавливал очёнь точные квоты, и когда эти квоты казались мне слишком большими, а так было всегда, я вызывал генерального уполномоченного и его представителей и представителей министерства оккупированных восточных территорий на совещание для того, чтобы снизить цифры до какого-то терпимого размера, и снижение этих квот, фактически, часто являлось результатом таких совещаний, хотя они все же оставались очень высокими. Однако, официально, я не мог сделать большего чем заявлять такие представления.

Додд: Подсудимый продолжает произносить речь. Вопрос был очень простым. Его спросили, был ли он вправе сказать рейхскомиссару Коху о том, что квоты по рабочим которые требуют не могут быть выполнены. Он уже занял три минуты, и мне кажется, что он займет 30 минут, если ему позволить продолжать. Он должен оставаться в рамках вопроса.

Тома: Свидетель, я должен подчеркнуть предложение господина Додда. Я спросил вас, вы были вправе сказать рейхскомиссару Коху, чтобы он не проводил такой набор рабочей силы?

Розенберг: Я не мог этого сделать.

Тома: Тогда ответ «нет». Вместе с тем, вы делали так по какому-либо поводу? Вы однажды говорили ему, что он должен воспользоваться своими правами и полномочиями и просто не выполнить эти квоты?

Розенберг: Да, я прямо сделал это в письме генеральному уполномоченному по распределению рабочей силы, и документ представлен суду. Он датирован декабрем 1942, и в этом письме я официально обратил его внимание на многие инциденты, которые возникали во время акций в погоне за вербовкой, и я просил его срочно помочь мне прекратить такие недопустимые события.

Тома: Могу я попросить вас кратко сослаться на вопрос рабочей мобилизации на основании документов. Документы которые уже представили Соединённые Штаты: PS-016, PS-017, PS-018, PS-054, PS-084, PS-294, PS-265 и PS-031. Я думаю, вы можете быть кратким по всем этим документам, поскольку они говорят сами за себя.

Председатель: Они в документальной книге?

Тома: Они частично в документальной книге США «Альфред Розенберг» - специальной документальной книге.

Розенберг: Документ PS-016 - письмо от 24 апреля, написанное мне генеральным уполномоченным, в котором он конкретизирует свою программу. Обвинение несколько раз на него ссылалось, и хочу отослать вас к двум коротким положениям, которые относятся к рейхсминистру оккупированных восточных территорий.

На странице 17 документа, под заголовком: «Военнопленные и иностранные рабочие», параграф 3 в конце гласит буквально:

«Что касается побежденного врага – и даже если он является нашим самым страшным и непримиримым противником – для немцев само собой разумеется, воздерживаться от всякой жестокости и мелких придирок и всегда обращаться с ним корректно и гуманно, даже, когда мы ожидаем от них полезных услуг».

И затем сказано, на странице 18, в параграфе пятом:

«Таким образом, также и в русских лагерях, следует тщательно соблюдать принципы немецкой чистоплотности, порядка, и гигиены».

Это, что касалось меня, являлось решающим положением, и я полностью соглашался с таким принципом генерального уполномоченного. Моё письмо от 21 декабря 1942 – документ PS-018, следует понимать на основе такого соглашения.

Тома: Документальная книга Розенберг, страница 64, том II.

Розенберг: Могу я подытожить и кратко пояснить? Этим я дал своё согласие на решение проблемы восточных рабочих, и я заявлю, что мы, Заукель и я сам, придерживались схожих принципов – то есть, со ссылкой на положения программы Заукеля, которая сейчас процитировали.

Дальше я заявляю, что, несмотря на эти общие принципы, различные несчастные случаи заставили меня обратить внимание на недопустимые методы. На странице 2, я жалуюсь на то, что согласно докладам полученным министерством оккупированных восточных территорий, различные госпитальные бараки и лагеря для больных восточных рабочих, которые должны были построить для их восстановления перед возвращением домой, не оправдали ожиданий, и что министерство оккупированных восточных территорий по собственной инициативе связалось с рейхскомиссаром госпиталей и здравоохранения.

На странице 3, с отсылкой к квотам для оккупированных восточных территорий, я заявляю о том, что моя ответственность серьезно связывает меня, при выполнении квот, исключать все методы допускающие и практикующие то, что однажды могут поставить в вину мне и мои сотрудникам:

«Для достижения этой цели, и согласно крайней необходимости ввиду особой политической ситуации на оккупированных восточных территориях по мерам комиссариатов и штабов ваших служб, я уполномочил рейхскомиссара Украины, по мере необходимости, использовать свои полномочия для устранения методов вербовки, которые препятствуют интересам ведения войны и военной экономики на оккупированных восточных территориях».

Тома: Вы осведомлены о том факте, что, в тоже время, прекратив такие методы, нельзя было поставить требуемых рабочих?

Розенберг: Этого я не могу с готовностью полагать, поскольку я также знал, что с самого начала использования пропаганды, во многие районные комиссариаты, явилось большое количество добровольцев из деревни – не из городов, а из деревни, и в этом положении правовая основа для предотвращения инцидентов, которые имели место в каждом лагере - как показано жалобами из этого письма – была дана рейхскомиссару.

Здесь я могу очень кратко сослаться на остальные документы цитированные обвинением, документ PS-054 – это критика злоупотреблений, которая пришла ко мне от связного министерства оккупированных восточных территорий при группе армий «Юг». Это жесткая критика. Но я сошлюсь на страницу 1 телеграммы, где сказано в параграфе а):

«За небольшими исключениями, украинцы в Рейхе которые работают индивидуально - например, в небольших мастерских, как батраки или прислуга – очень довольны своими условиями».

Но в параграфе b):

«С другой стороны проживающие в коллективных лагерях, сильно жалуются».

Это была попытка оказать влияние в вопросах и делах, касавшихся района находившегося в компетенции, не гражданской, а военной администрации с местом пребывания в Харькове, и оказать влияние даже на немецкой национальной территории, где я, как рейхсминистр оккупированных восточных территорий, не имел никакого права давать указания, но в результате критики, участь всех восточных рабочих улучшалась и, если быть точным, всячески.

Документ PS-084 ссылается на ряд проблем и мер для улучшения участи семей рабочих, и энергию с которой министерство оккупированных восточных территорий отстаивало политику достойного обращения с восточными народами со ссылкой на вопрос оплаты, налоговые вычеты, и т. д. Но я не думаю, что есть необходимость вдаваться в дальнейшие подробности, поскольку генеральный уполномоченный, наверное, сделает это сам. Я просто сошлюсь на свои постоянные усилия в этом направлении. Я хочу также отметить здесь, что было соглашение между генеральным уполномоченным и министерством оккупированных восточных территорий согласно которому восточные рабочие, после возвращения домой, должны были получать земельный надел для того, чтобы не они не чувствовали себя хуже тех кто остался дома.

Документ PS-204 также содержит жалобы относительно недостаточных льгот, на что, мне не нужно вдаваться в подробности и на которые я просто позволю себе обратить внимание трибунала.

Документ PS-265 - отчёт генерального комиссара в Житомире, в Украине, в котором он заявляет о том, что генеральный уполномоченный по распределению рабочей силы, в своей поездке по восточным территориям, сам отмечал тяжесть всей программы трудовой мобилизации и передал безусловные приказы фюрера, о том, что квоты следует предоставить в распоряжение Рейха. Генеральный комиссар замечает далее после такого серьезного изображения обстановки, что он не имел никакого другого выбора в ходе процесса вербовки, чем вербовку заручившись поддержкой полицейских сил для местных властей.

Документ PS-031 мне кажется, в особенности важным, поскольку обвинение сказало в связи с эти документом, что меня обвиняют в одобрении планирования и осуществлении биологического ослабления восточных народов. Цитировали только первые и последние фрагменты этого документа, и я должен попросить разрешения проинформировать трибунал о подлинном состоянии дел.

В начале документа замечают, что рейхсминистру оккупированных восточных территорий после того как он сразу же отверг предложение о том, чтобы молодежь следовало перевезти из района группы армий «Центр» в Рейх, снова поставили проблему и в очень особых условиях и предпосылках. В самой записи сказано, что в виду того факта, что много взрослых работали и вынуждены были оставить их без всякого присмотра, группа армий «Центр» имела намерение переселить эту молодежь и позаботиться о ней подходящим образом. В конце страницы 1 из этого документа и в начале страницы 2, сказано, что министр опасался, что эта акция может иметь очень неблагоприятные политические последствия, что это сочтут депортацией детей, и что он желал, что нужно её сильнее сократить.

В пункте 4 сказано о том, что если рейхсминистр оккупированных восточных территорий не поддержит такую акцию и не проведёт её, тогда группа армий «Центр», которая конечно никак не подчинялась рейхсминистру оккупированных восточных территорий – проведёт эту акцию в рамках своих полномочий. Однако, сама эта группа армий, адресовала себя в министерство оккупированных восточных территорий, в частности, потому что по её мнению – как буквально сказано: «Будет гарантировано политические верное и справедливое решение вопроса». Группа армий хотела бы проведения этой акции в самых терпимых условиях. По возможности этих детей следовало заселять в деревни группами, или собирать в небольших лагерях. Позднее их должны были передавать в распоряжение небольших мастерских.

Затем, дальше, он заявляет:

«В случае реоккупации территории, министерство оккупированных восточных территорий в таком случае может надлежащим образом вернуть эту молодежь, которая потом, вместе со своими родителями будет безусловно позитивным политическим фактором в восстановлении данной территории».

В конце сказано, что в таких обстоятельствах министерство оккупированных восточных территорий согласно позаботиться об этой молодежи. Я согласился, потому что я был полностью убежден в том, что через управление по делам молодёжи министерства оккупированных восточных территорий я бы мог, везде где возможно, гарантировать величайшую заботу этим детям. Я хочу добавить, что однажды я нанес визит на крупные производства в Дессау, где работали четыре с половиной тысячи молодых рабочих, и где был отдельный детский лагерь под опекой белорусских матерей. Я смог убедиться в том, что эти рабочие носили очень хорошую одежду, что их учили математике и языкам русские учительницы, и что в этом детском лагере под опекой русских женщин имелся детский сад за которым присматривал Гитлерюгенд375. Вечером этого же дня белорусская женщина, которая заботилась о детях поблагодарила меня, со слезами на глазах, за предоставленный гуманный уход.

Я хотел бы отметить фонетическую ошибку, которая появилась в протоколе. Этот город – как я сказал – был Дессау, а не Одесса, как сказано в протоколе. Я за всю жизнь никогда не посещал Одессу.

Тома: Господин председатель, мы закончили с рабочей проблемой, и я перехожу к рейхскомиссарам. Возможно это подходящий момент для перерыва.

Председатель: Вы можете указать трибуналу сколько вы хотите вести допрос?

Тома: По моему мнению, это может быть в 3:30. Однако, подсудимый Розенберг качает головой, и поэтому я не могу сказать точно.

Председатель: Что же, суд объявляет перерыв до 5 минут третьего.

[Объявлен перерыв до 14 часов 05 минут]