<Главная страница дня
109-й день
16 1946
Вторник
Утреннее заседание
Вечернее заседание

Тома: Сначала, я желаю представить суду как экземпляр Розенберг-11, документ PS-194, секретный приказ Розенберга Коху от декабря 1942 об улучшении обращения с украинскими гражданскими – от 14 декабря 1942.

Свидетель, пожалуйста, приведите своё мнение об этой общей инструкции в связи с вашими указаниями в документе PS-1056.

Розенберг: Документ PS-1056 это не прямая инструкция министерства оккупированных восточных территорий, но это было результатом обсуждений с различными центральными службами правительства Рейха официально заинтересованными в Востоке. В этом документе содержатся указания самого восточного министерства, и соглашения с различными техническими службами, такими как министерство транспорта, управление почт, а также полиция, для того, чтобы объявить, по крайней мере на Востоке, некую единообразную гражданскую администрацию. По причинам, которые я перечислил в начале, это уже было невозможно, и что касается остальных вопросов подчинения руководителей СС и полиции, к которым я отсылаю обвинение на основе этого документа, я мог бы отметить то, что я позволил себе сказать, вначале в связи с комментарием об укоплектовании администрации восточных территорий от 17 июля 1941 года..

Однако, что касается документа PS-1056, я хочу отметить, что в числе семи пунктов, которые в особенности здесь подчёркивали, только третий пункт, «Забота о населении» прямо упоминали. Затем, дальше в документе снова объясняется, что такому снабжению населения продовольствием и тому подобного, следует уделять особое внимание, и что особо следует учитывать проблемы медицинской и ветеринарной помощи, при необходимости даже призывая военные власти. За исключением этого, я не желаю продолжать с этим документом.

Документ PS-194 к сожалению, единственная найденная часть инструкции рейхсминистра оккупированных восточных территорий рейхскомиссарам. Это инструкция, от 14 декабря 1942, в которой снова предписывалось гуманное и вежливое отношение. Он в начале подчёркивал – я позволю себе несколько коротких ссылок, что немецкое поведение никогда не должно производить впечатление, что у Украины нет никакой надежды на будущее, что директивы немецких ведомств следовало исполнять, но хорошо обдумывать. Далее сказано:

«Народы Востока во все времена видели в Германии носителя законного порядка, который хотя и суров, но не выражает произвол. Если народам Востока соответствующими правовыми мерами дать понять, что хотя война несёт страшные трудности, всякое нарушение будет справедливо расследовано и осуждено, тогда такими людьми будет проще руководить нежели, создав впечатление о том, что им принесли тиранию произвола как та, что есть у них».

Там продолжается:

«Следует строго придерживаться начальной четырёхлётней школы и следует развивать техническую школьную подготовку к практической жизни. Немецкая администрация нуждается в людях для ветеринарной работы, перевозок, сельского хозяйства, геологических исследований, и т. д, чего не состоянии обеспечить немецкий народ. В таких областях, украинскую молодежь, которую увели с улиц, можно будет пробудить понимание сотрудничества в восстановления своей страны. Поступая так, для немецких ведомств было бы недопустимо выступать против населения с пренебрежительными замечаниями. Такое отношение недостойно для немца».

Затем, дальше:

«Господами становятся занимающие правильное отношения, но не повелительное поведение. Не претенциозной речью управляют народами и не показным пренебрежением к другим добиваются авторитета».

Затем, несколько других вопросов рассматривались в этой директиве, но я не желаю занимать слишком много времени трибунала такими подробностями. Я был заинтересован показать, в каком смысле я хотел формировать отношение гражданской администрации, и с для того, чтобы эту директиву не положили на полку в крупных ведомствах я распорядился, о том, что её должны огласить во всех учреждениях.

Тома: Господин председатель, теперь я хочу перейти к специальному обвинению советского обвинения и в частности сослаться на документы, которые имеют отношение к айнзацштабу Розенберга на Востоке и предполагаемым разрушениям. Поэтому, я представляю подсудимому экземпляр СССР–376 (документ PS-161), экземпляр СССР –375 (документ PS-076), экземпляры СССР–7, 39, 41, 49, 51 и 81.

[Документы передали подсудимому]

Председатель: Что-нибудь из этого есть в ваших документальных книгах?

Тома: Документов СССР, тех, что я назвал последними, у меня нет в отдельной документальной книге. Но я полагал и убедился этим утром, что эти документы представлены трибуналу: СССР–39, 41, 251, 89, 49 и 353.

Председатель: Я спрашивал только о цели с которой вы них сейчас сослались. Конечно, у нас здесь нет сейчас всех книг. Их нет в ваших книгах?

Тома: Номер PS-161 в документальной книге 3, страница 34. Ничего остального названного нет в документальной книге.

Председатель: Хорошо.

Розенберг: Документ PS-161 связан с приказом по возвращению неких архивов из Эстонии и Латвии. Советское обвинение сделало из этого вывод, что в этом заключалось расхищение культурных ценностей в этих странах. Я бы хотел сказать, что инструкции, которые я читал из документа PS-1015 просили в недвусмысленной форме о том, чтобы все эти культурные объекты должны были оставаться в стране. И это было сделано. Я позволю себе сослаться на дату документа, которая 23 августа 1944, когда боевые действия распространились на эту территорию, и когда эти культурные объекты и архивы нужно было обезопасить от военных действий. Это здесь вопрос укрытия вышеуказанных архивов в эстонских деревенских поместьях. То есть, они так и должны были остаться в самой стране, даже в разгар боевых действий. Насколько мне известно некоторые из этих архивов всё же позднее вывезли в Германию, и мне кажется их обезопасили в замке Хохштадт в Баварии.

Документ PS-076 использован обвинением как доказательство разграбления библиотечных сокровищ в Минске. Здесь речь идёт о докладе который направил заместитель командира тылового района и который направили министерству оккупированных восточных территорий. Из этого доклада мы можем понять тот факт, что какие-то разрушения имели место в неких библиотеках, но что это было следствием расквартированных там войск, потому что город Минск был разрушен, и места проживания перегружены.

Но затем под номером 1, и снова в остальных параграфах, явно показано, что повсюду вешали плакаты, и чтобы эти вещи поставили под контроль и не трогали после этого. Он дополняет, что любые дальнейшие вывозы считались бы грабежом.

В номере 2, я хочу всеми средствами указать на то, что здесь подтвердили, что самая ценная часть этой библиотеки Академии наук прибыла из библиотеки польского принца Георга Радзивилла376, которую советские власти забрали с территории оккупированной Польши в Минск и включили в состав библиотеки Академии наук задолго до того как другое государство или другие немецкие учреждения действовали в этом районе. Здесь ряд других документов, а именно, PS-035 и несколько других уже представленных трибуналу, которые также заявляют о вывозе культурных объектов из Украины. Дата этих документов, то есть, год - 1943, также показывает, что эти культурные объекты оставались в стране до тех пор пока не было приказано, и что только, когда боевые действия вынудили, был проведён вывоз. Документ PS-035, говорит на странице 3, номер 5:

«Пехотная дивизия» - о которой шла речь – «придает большое значение дальнейшей эвакуации ценных учреждений, поскольку вооруженные силы никак не могут существенно защитить данный район и очень скоро следует рассчитывать на артиллерийские обстрелы».

Тома: Я хочу приобщить этот документ под номером Розенберг–37, его еще не приобщали.

Розенберг: И затем добавляет: «Снаряжение Вермахта, средства перевозки, и т. д., по возможности предоставит…пехотная дивизия».

Тома: Могу я получить документ?
[Документ передали доктору Тома]
. Я хочу представить его трибуналу.

Розенберг: Эвакуация затем действительно состоялась под артиллерийским обстрелом, и отсюда культурные объекты, которые прибыли из Харькова и других городов в ходе боёв, лишь тогда перевезли в Германию.

Теперь я хочу рассмотреть документы, которые советское обвинение представило в подробной презентации о Чрезвычайных государственных комиссиях для Эстонии, Латвии и Литвы. Я хочу в этой связи, обсудить несколько конкретных деталей:

На странице первой, документа СССР–39 сказано:

«С начала своей оккупации Эстонской Советской Социалистической Республики, немцы и их пособники уничтожали независимость эстонского народа и затем пытаясь установить «новый порядок», уничтожали культуру, искусство, и науку; уничтожали гражданское население или депортировали его как рабов в Германию; и оставляли разоренными и разграбленными города, деревни и фермы».

В связи с этим я прежде всего хочу заметить, что двадцатилетняя независимость, после советского нападения в 1919, была разрушена вступлением Красной армии в 1940, точка зрения, что…

Руденко: Господин председатель, я думаю, что документ, которым сейчас оперирует подсудимый Розенберг, конечно, дает ему основание отвечать на конкретные обвинения, предъявленные за его преступную деятельность в период министра восточных областей. Однако, я полагаю, что то, что начал сейчас подсудимый Розенберг есть самая настоящая фашистская пропаганда и никакого, разумеется, не имеет отношения к делу.

Тома: Господин председатель, если подсудимый Розенберг сделает несколько вступительных замечаний к своему заявлению по документу, из которого он хочет цитировать, я прошу не прерывать его прямо сейчас. Мы разберемся с парой важных точек зрения, взятыми из документа.

Розенберг: Что касается пункта 2, я хочу заметить…

Председатель: Документ, который он рассматривает, документ который он сам написал или имел к нему какое-нибудь отношение? У меня нет документа перед глазами.

Тома: Документ представил СССР и он содержит обвинения против Розенберга – обвинения о совершении взрывов и экспроприаций на этих территориях, и он вправе заявить о своей позиции в отношении этого.

Председатель: Но когда вы говорите: «Его вопрос», разве он не может сказать, что он делал в связи с документом, или предметом из этого документа? Я имею в виду, когда вы говорите: «Высказать свою позицию», это очень широкая фраза, которая может означать, что угодно. Если вы спрашиваете, что другое он делал в связи с предметом документа, это более конкретно и точно.

Тома: Что вы делали на этих оккупированных территориях, вопреки утверждению советского обвинения?

Розенберг: Опровергая утверждение о том, что я уничтожал культуру и искусство, и науку в Эстонии, я должен отметить, что одним из первых указаний восточного министерства должно было быть создание местных администраций в этих трёх странах и наличие германской администрации в принципе служащей в качестве надзорного органа. Ограничения из–за военных условий естественно были введены на время войны; они относились к сферам военной и оборонной экономики, к сфере полицейской безопасности, и естественно к политическому отношению в целом.

Полной культурной автономией пользовались Эстония и Латвия, а также Литва; их искусство и их театры работали все эти годы; много университетских факультетов Дерпта функционировали и также некоторые факультеты в Риге; судебный суверенитет этих стран находился во власти местной администрации – национальных директоратов как они назывались. Вся школьная система осталась нетронутой. Я дважды посещал эти территории, и я могу сказать только то, что ответственные комиссары делали там всё возможное работая насколько возможно согласно пожеланиям местной администрации, которая часто сама критиковала германскую администрацию, откровенно говоря, мы не могли полностью признать политический суверенитет в разгар войны.

На странице 2 этого документа сказано о телесных наказаниях для работников учреждений, что нарушителям эстонским рабочим предписывались телесные наказания согласно правилам железнодорожной администрации от 20 февраля 1942, за уклонение от работы или появление на работе в нетрезвом виде. Эти правила директора железнодорожной администрации соответствуют фактам. Но когда об этих правилах стало известно, конечно они вызвали негодование германской гражданской администрации. Рейхскомиссар Лозе377 сразу же их аннулировал, и мы попросили рейхсминистерство транспорта убрать такого невозможного чиновника. Это состоялось незамедлительно, он был дисквалифицирован и отозван домой, и о том факте, что его отозвали должны был объявить в прессе. Однако, я не могу сказать действительно ли это появлялось в прессе.

На странице пятой этого документа в параграфе 2, изложено, что немцы уничтожали исторические сооружения, что они обыскали и уничтожили Тарту, то есть, Дерптский университет, который имел блестящее прошлое более чем 300 лет, и являлся одним из старейших учреждений высшего образования.

Теперь я хочу добавить, что эти здания, датируемые семнадцатым и другими веками были построены исключительно немцами, и что германские войска точно не были заинтересованы в произвольных уничтожениях зданий своего собственного народа. Во–вторых, этот трёхсотлетний Дерптский университет 300 лет был немецким университетом, который фактически снабжал Россию и Германию учеными с европейской репутацией.

Председатель: Это совершенно не относится к делу, совершенно не относится. Вопрос в том, был ли он разрушен.

Розенберг: В 1942 я однажды был в Дерпте. Большая часть города была разрушена в результате боевых действий, но университетские здания всё же стояли. В связи с этим у меня была возможность узнать, что айнзацштаб Розенберга в Украине мог конфисковать 10 000-20 000 томов принадлежащих Дерптскому университету и передал их законному владельцу.

Я считаю, что не обсуждается то, что произвольное уничтожение этого старого немецкого университета могли совершить германские войска, и могу лишь полагать, что это было результатом боевых действий, если разрушение действительно произошло.

Что касается остальных подробностей документа о котором идёт речь, я не могу определить свою позицию. Он касается многих расстрелов полицейского характера, вопросов явно связанных с боевыми действиями, и я не могу сделать никакого заявления об этом, поскольку это, очевидно, относятся ко времени отступления.

Документ СССР–41 касается сообщения Чрезвычайной государственной комиссии по вопросам Латвии. Я хочу поправить и сказать, что штаб–квартира министра иностранных дел находилась не в Риге, но, что её постоянным местом был исключительно Берлин.

В четвёртом параграфе сказано:

«Немцы конфисковали землю латышских крестьян для своих баронов и помещиков, и безжалостно уничтожали мирное население – мужчин, женщин и детей».

В связи с этим я хочу заявить о том, что ни одну ферму не отдали немецким баронам бывших времен в период гражданской администрации, но германская администрация страны приняла распоряжение, которое, по моему мнению, являлось исключительной, прогрессивной частью законодательства. Так как данная земля принадлежала немцам 700 лет и экспроприировалась молодыми эстонской и латышской республиками почти без компенсации, её конечно можно было легко вернуть немцам. Но я подписал закон в марте, либо 1942 или 1943 – я не знаю – так называемый закон о реприватизации, который законно гарантировал эстонским и латышским крестьянам немецкую собственность, принадлежащую им тогда и переданную по торжественным уставам. С оккупацией Советским Союзом, была введена коллективизация частных ферм, и это касалось того, то, что коллективизацию отменили и таким образом бывшие владельцы из 1919 снова вступили во владением своим имуществом.

Я хочу упомянуть следующее в объяснение данного заявления. На второй странице сказано:

«За более чем 3 года немцы осуществили задачу по уничтожению фабрик, предприятий, библиотек, музеев и домов латышских городов».

Я лично был в латышских художественных музеях, видел большую выставку латышского искусства, я был в латышском государственном театре, в котором все представления были на латышском языке, с несколькими приглашенными немецкими дирижерами и певцами. Фабрики не уничтожали за эти 3 года управления, но их производительность увеличилась многочисленными немецкими машинами: конечно, это вызвало много протестов от местных собственников, потому что это сопровождалось неопределённостью об их собственном участии, но во всяком случае не было никаких разрушений, скорее рост в производственных объёмах.

И наконец, что касается архивов и библиотек, я уже сказал, то что необходимо в связи с документом PS-035.

Относительно уничтожения 170 000 гражданских, я не могу занять какую–либо позицию относительно того, что происходило в полицейских лагерях по соображениям полицейской безопасности. Однако, я хочу отметить, что согласно официальным заявлениям местной администрации, в первую очередь более чем 40 000 эстонцев в Эстонии и более чем 40 000 латышей в Латвии депортировали вглубь Советской России после оккупации этих стран Красной армией. И кроме того большое количество латышей и эстонцев добровольно сражались с Красной армией и что при отступлении сотни тысяч эстонцев и латышей попросили забрать их в Рейх и многие действительно прибыли туда. Все население Латвии составляло около 2 миллионов. Чтобы германские власти расстреляли 170 000 латышей, кажется сомнительным в высшей степени.

Однако, относительно остальных предполагаемых разрушений совершенных в ходе боевых действий, я не способен занять определенную позицию.

Третий документ СССР–7, касается сообщений Чрезвычайной комиссии по Литве. На странице 1, второй параграф, он заявляет, что рейхсминистр Розенберг пытался германизировать литовский народ и уничтожить национальную культуру. Литва была провозглашена частью германской «провинции Остланд».

В Литве с крестьянским вопросом обращались таким же образом как в Эстонии и Латвии. Конечно, было одно отличие поскольку постольку Литва имела большее количество небольших немецких крестьянских ферм которые в конце 1939 взяли в Германский Рейх, и когда немцы вступили в Литву они вернулись на свои первоначальные фермы и расселились настолько кучно насколько возможно в определенных поселенческих округах. Это соответствует фактам, с остальным я не могу согласиться.

Что касается уничтожения национальной культуры, мне это тоже не кажется правдивым представлением. Напротив, я знаю, что штаб моего ведомства был очень заинтересован в сотрудничестве с представителями исследователей литовского фольклора, и что были написаны многие исследования по сравнительной фольклорной работе в Литве и Латвии, и я не могу представить, чтобы там происходили какие-то произвольные разрушения. Я могу вспомнить только то, что административные чиновники из столицы, Кауэна или Каунаса, прибыли ко мне во время отступления, и сказали, что они работали в Кауэне 5 дней, при том, что город уже находился под огнем советской артиллерии, из-за чего, конечно, во время боевых действий были разрушены многие здания, я ничего не могу сказать об этом по личному опыту.

Теперь я перехожу к документу СССР–51. В ноте народного комиссара иностранных дел от 6 января 1942, уничтожение культурных ценностей Литвы, Латвии и Эстонии также приводится во вступительном упоминании. Я ссылаюсь на то, что уже сказал относительно представленных документов. На второй странице, столбец 1, также сказано, что немцы безжалостно грабили и убивали крестьянское население. И здесь я хочу сослаться на уже сделанные заявления. На шестой странице, столбец 1, в начале сказано, что немцы в своей ярости против Латвии, Литвы и Эстонии уничтожали все национальные культуры, национальные памятники, школы и литературу. Но это, как я уже заявил, не соответствует фактам. Нота народного комиссара иностранных дел от 27 апреля 1942, которую здесь периодически подробно зачитывали, делает на первой странице, столбец 1, такое же утверждение о том, что здесь происходил грабёж территории советского государства. Я сошлюсь на заявление уже сделанное мной.

На седьмой странице сказано, что немцы намеревались и на самом деле полностью разграбили земли предоставленные советским правительством колхозам для их постоянного использования. Я не желаю делать какие–нибудь заявления об этом специальном вопросе. Государственный секретарь Рикке, которого трибунал одобрил в качестве свидетеля, сделает экспертные заявления по закону о новом аграрном порядке принятом для развития фермерства в Белоруссии и Украине.

Так как советское обвинение отозвало своё обвинение против меня в том, что я бывший царский шпион, я не буду вдаваться в это. Я также не могу, конечно, подробно проверить различные цитаты представленные здесь. Но в одном случае мне, возможно дать объяснение. Это девятая страница, столбец 1, вверху, где комиссар по иностранным делам упоминал так называемые «двенадцать заповедей» поведения немцев на Востоке. Здесь следует цитата из немецкой директивы. Эти 12 заповедей, трибуналу представило советское обвинение, как экземпляр СССР–89. Это касается, как было установлено, директивы государственного секретаря Бакке378, от начала июня 1941, директивы о которой я узнал только здесь. Эта, по–видимому сплошная цитата комиссара иностранных дел подтверждается как компиляция фрагментов фраз, которые на самом деле рассеяны на полутора страницах документа, и эти фрагменты, более того, не представлены в правильной последовательности, а в совершенно другой последовательности, нежели та, что есть в документе. Но я хочу обратить ваше внимание на несколько изменений в формулировке:

В шестом пункте заповедей:

«Следовательно вы должны» - это направлено к сельскохозяйственным руководителям» - «следовательно вы должны с сознанием своего достоинства проводить самые суровые и беспощадные мероприятия, которых требуют от вас национальные потребности. Отсутствие характера у отдельных лиц безусловно явится поводом к снятию их с работы. Всякий кого отзывают по таким причинам больше не сможет занимать в Рейхе никакой полномочной должности».

В цитате из официальной ноты сказано:

«Поэтому, вы должны проводить с достоинством самые жестокие и беспощадные меры, продиктованные немецкими интересами. Иначе вы не сможете иметь никакой ответственной должности дома».

Следовательно, слово «суровые» заменили словом «жестокие»: вместо «национальных потребностей» сказано очень общее «немецкие интересы»; и вместо ссылки на «отсутствие характера» излагается довольно общо, что если кто-то таким образом не предпримет самые жестокие меры тот не может иметь никаких ответственных должностей. Я бы не хотел каким-либо образом отождествлять себя с этими 12 заповедями, но я хочу заявить, что на третьей странице в пункте 7 сказано:

«Будьте справедливыми и лично достойными и всегда подавайте хороший пример».

И в части 9:

«Не шпионьте за коммунистами. Русская молодежь воспитывалась коммунизмом два десятилетия. Русская молодежь не знает никакого другого воспитания. Поэтому бессмысленно наказывать её за прошлое».

Мне кажется, что и здесь, господин Бакке, который иначе использовал грубые выражения, не имеет в виду никаких правил для уничтожения.

Теперь я перехожу к обвинению польского правительства. Это касается меня только в одном пункте. На странице 20, в пункте 5, сказано, что эксплуатация, разграбление и вывоз предметов искусства, и т.д., из разного рода музеев и коллекций были централизованы ведомством Розенберга в Берлине. Это неправильно, как показал доклад государственного секретаря Мюльмана379, который зачитывали здесь много раз и который показывает, что совершенно другое ведомство было создано для сохранения этих художественных работ. Кроме того, я сегодня читал распоряжение доктора Ламмерса датированное, мне кажется, 5 июля 1942, в котором Генерал–губернаторство прямо исключалось.

Однако, я должен, признать, что в одном случае в начале, айнзацштаб конфисковал немецкую музыкальную коллекцию и её забрали в Рейх с целью изучения. Эта акция была неправильной, и из переписки с тогдашним генерал–губернатором Франком, которая должна быть здесь в моих материалах, видно, что мы согласовали, что эту коллекцию должны были вернуть в Генерал–губернаторство что, само собой разумелось, после научного исследования, которое я, если быть точным запросил.

Неточность данного обвинения также видна из того факта, что как утверждали здесь, я имел в айнзацштабе в числе различных ведомств также отдел «Восток» для Польши. Неточность данного заявления можно понять из такого факта, что так называемые штабы особого назначения которые были созданы для музыки и пластического искусства на Востоке, на самом деле был экспертно-специальными штабами, и кроме них так называемые рабочие группы имели региональные задачи. Поэтому, я мог не иметь отдел «Восток» для Польши и в любом случае термин «Польша» никогда не использовали в официальных кругах – только термин «Генерал–губернаторство». Мне кажется, я могу ограничить себя таким объяснением. В дополнение, здесь представили ряд других общих документов из Смоленска и из других городов, ссылающиеся на сильное разрушение и полицейские меры. Я не могу свидетельствовать относительно этих положений.

В заключение я хочу сослаться только на документ PS-073, который несколько дней назад представили свидетелю, доктору Ламмерсу. Этот документ касался передачи документа от министерства иностранных дел, в котором приводилась какая-то ошибочная информация о том, что говорилось, что советские военнопленные находились под командованием рейхсминистра оккупированных восточных стран.

Во введении можно видеть, что здесь речь идёт исключительно о доктринальной обработке и пропагандистской работе, которые министр Геббельс, считал своей вотчиной, нежели чем вотчиной министерства иностранных дел. Министерство иностранных дел заявляло о том, что оно имело ведущую компетенцию над всеми военнопленными за исключением моральной и пропагандистской обработки советских военнопленных, что относилось к министру оккупированных восточных территорий, потому что эти пленные не подпадали под нормы Женевской конвенции. Это заявление о том, что они не связаны с Женевской конвенцией, являлось правовым мнением принятым в ставке фюрера для создания администрации на восточных оккупированных территориях.

Тома: Свидетель, в ходе данного процесса вас, по крайней мере, четыре раза обвиняли, в вопросе золотых коронок, заполнении тюрьмы в Минске. В связи с этим даже представили документ, относительно обращения с еврейским вопросом, и далее документ также касавшийся поджога и антиеврейской «акции» тоже в округе Минск. Будьте добры рассказать нам, что вы можете сказать в данной связи?

Розенберг: Я могу, возможно, дать следующий общий ответ о многих материалах и докладах из моего ведомства: в течение 12 лет в своей партийной должности и трёх лет в восточном министерстве, много докладов, меморандумов, копии всех видов из подразделений, доставляли в моё ведомство. Какие-то из них я знаю, о каких-то я получал устные сведения, которые затем подробно заносили в дела, и есть большое количество более важных и какие-то совершенно неважные вещи, которые я совершенно не мог замечать в течение этих лет.

Что касается этих документов, я должен сказать относительно документа PS-212, что он явно представляет обращение в моё ведомство – которое без бланка, без подписи, и без каких–нибудь других деталей – которое я никогда не получал лично, но которое я полагаю, наверное, доставили из полицейских кругов в моё ведомство. Таким образом, при всём желании я не могу заявить о своей позиции по содержанию этого документа.

Что касается документа PS-1104 который касается ужасных инцидентов в городе Слуцк, то есть отчёта от октября 1941, и я должен сказать, что этот отчёт мне представляли. Этот отчёт вызвал возмущение восточного министерства, и как здесь видно, мой постоянный представитель, гауляйтер Мейер380, направил копию этой жалобы от гражданской администрации вместе с критикой гражданской администрации в полицию, начальнику полиции безопасности, в то время Гейдриху, с просьбой о расследовании. Я должен сказать, что полиция имела свою собственную компетенцию, в которую министерство оккупированных восточных территорий не могло вмешиваться. Но я не способен сказать, какие меры предпринял Гейдрих. Пока, как можно видеть из этого, я не могу полагать, что приказ – который подтвердил здесь вчера свидетель – был отдан Гейдриху или Гиммлеру фюрером. Этот отчёт, и многие другие сообщения, которые доходили до моих ушей, относительно расстрелов саботажников и также расстрелов евреев, погромов местного населения в балтийских государствах и в Украине, я воспринимал как военные происшествия. Я слышал о том, что в Киеве расстреляли большое число евреев, но что большая часть евреев покинула Киев, и сумма этих докладов показывала мне, это правда, ужасную жестокость, в особенности некоторые доклады из тюремных лагерей. Но, то что, был приказ об индивидуальном уничтожении всего еврейства, я не мог так считать и если в наших полемиках, также обсуждалось уничтожение еврейства, я должен сказать, что это слово, конечно, должно производить пугающее впечатление в виду показаний доступных нам, но в преобладавших тогда условиях, это не интерпретировали как индивидуальное уничтожение, индивидуальное истребление миллионов евреев. Я также должен сказать, что даже британский премьер–министр, в официальной речи в Палате общин от 23 или 26 сентября 1943, говорил об уничтожении на корню пруссачества и национал–социализма. Я читал эти слова в его речи. Однако, я не считаю, что говоря это, он имел в виду расстрел всех прусских офицеров и национал–социалистов.

Относительно документа Розенберг–135 (экземпляр USA–289) я хочу сказать следующее: он датирован 18 июня 1943. 22 июня, я вернулся из официального визита на Украину. После этого официального визита я обнаружил кучу записок о совещаниях. Я нашел много писем, и прежде всего, я нашёл распоряжение фюрера от середины июня 1943, которое уже довели устно, в котором фюрер проинструктировал меня ограничить себя основными принципами, что касалось законодательства, и не слишком интересоваться деталями управления на восточных территориях. Я был подавлен, когда вернулся из поездки и не прочитал этот документ. Но я не могу полагать, что этот документ совсем не называли мне в моём ведомстве. Мои подчиненные были настолько добросовестными, что я могу полагать лишь то, что во время своего доклада мне о многих документах, они рассказали мне, о наличии очередного разногласия между полицией и гражданской администрацией, так как раньше было много подобных разногласий, и возможно я сказал: «Пожалуйста, дайте это гауляйтеру Мейеру или дайте это полицейскому офицеру, связному для того, чтобы он мог расследовать эти дела». В противном случае эти ужасные подробности остались бы в моей памяти. Я ничего большего не могу сказать об этом предмете, чем смог сказать, когда это затронули во время допроса.

Тома: Я представляю трибуналу экземпляр Розенберг–13, меморандум Коха Розенбергу, жалобу на критику Розенберга и оправдание его политики в Украине, от 16 марта 1943, и письмо Розенберга рейхсминистру Ламмерсу от 12 октября 1944, в котором он заявляет фюреру о желании своей отставки. С позволения трибунала, относительно Розенберг–13, меморандум Коха Розенбергу…

Председатель: Какой номер?

Тома: Розенберг–13, документ PS-192, документальная книга номер 2, страница 14; я хочу зачитать его трибуналу лично, и сделать следующее вступительное замечание.

Председатель: Это очень длинная вещь, доктор Тома. Вам разумеется не нужно его читать целиком?...

Тома: Я не буду читать всё из него, ваша честь. Но у меня, к сожалению единственная возможность представить государственного секретаря Рикке как чиновника министерства оккупированных восточных территорий. Однако, трибунал даже от этого свидетеля, который предстанет перед ним, сможет понять, что лучшие сотрудники, которых имел Германский Рейха использовались в министерстве оккупированных восточных территорий и, что каждую отдельную жалобу добросовестно проверяли. Это не так, что в дополнение к тому, что мы слышали сегодня, было совершено множество других преступлений, о которых не стало известно трибуналу, но я считаю, что исчерпывающе представлено всё о «решительно ужасных вещах», которые происходили на Востоке за эти 4 или 5 лет. И сейчас вопрос в том как на это отвечал Кох.

Председатель: Трибунал просто попросил вас не зачитывать весь документ на многих страницах. Это означает, что вы можете продолжать и зачитать его важные части.

Тома: Таким образом, я хотел бы утверждать, что каждая и всякая жалоба, которую получало министерство оккупированных восточных территорий доводилась до конца. Гауляйтер Кох пишет:

«Различные недавние распоряжения рейхсминистра оккупированных восточных территорий, в которых моя работа критикуется в исключительно грубой и оскорбительной манере и в результате которых возникло недопонимание о политике, а также о моём правовом положении, заставили меня представить вам в форме меморандума этот доклад, господин рейхсминистр».

И затем следуют ремарки которые показывают, что министерство оккупированных восточных территорий расследовало жалобы. Он жалуется:

«Например, 12 января 1943, министерство проинформировало меня о том, что Анне Прично из Смыгловки, восточной работнице отказали в том, чтобы её родители оставшиеся на Украине могли не платить своих налогов. Меня попросили отменить эти налоги или снизить их наполовину и также доложить о своём решении».

На странице 13:

«Недавние многочисленные индивидуальные жалобы от восточных рабочих работающих в Рейхе перенаправили мне и в каждом отдельном случае просили представить доклад, обычно короткий доклад уведомляющий, что невозможно выполнить запрос».

На страницах 15 и 16:

«Отсюда, я нахожу странным» - пишет Кох – «иметь распоряжение I/41 от 22 ноября 1941 говорившее, что украинский народ, сильно пронизан немецкой кровью, которая выражается в заметных культурных и научных достижениях. Но когда еще секретное распоряжение от июля 1942, на которое я сошлюсь более подробно в конце данного раздела, объявляет, что очень много точек соприкосновения существует между немецко– украинским народом, можно только удивляться и поражаться. Данное распоряжение требует не только правильных, но даже дружеских манер с украинцами».

Затем:

«Следующим я хочу привести еще несколько примеров нехватки сдержанности в отношении украинцев. Например, по распоряжению от 18 июня 1942, II 6 f 6230, меня проинформировали о том, что вы приобрели на 2,3 миллиона рейхсмарок украинские учебники, за счёт моего бюджета, даже предварительно не связавшись со мной».

Председатель: Вы думаете, есть необходимость читать всё это? Я не совсем уверен, куда вы дошли, потому что я читал.

Тома: Господин председатель, могу я сделать замечание в связи с этим? Я уже ограничил свой выбор. Данный меморандум это довольно толстая тетрадь; однако, я все же постараюсь быть более кратким, и хочу только подчеркнуть, что на каждой странице вы найдете жалобы на добросовестность с которой Розенберг доводил до конца все индивидуальные жалобы. Но я буду очень краток:

«Не обязательно, чтобы ваше министерство снова и снова озадачивало, как оно делает многими письменными и телефонными протестами о том, чтобы всякое насилие при вербовке рабочих следовало прекратить».

И затем есть одно очень короткое замечание:

«И если я издаю против порки больше распоряжений, чем случается на самом деле, то это заставляет меня смеяться.

Такое случалось несколько раз и каждое отдельное дело строго цензурировали».

Уважаемый суд, и теперь мы переходим к чему–то очень важному, а именно тому, как гауляйтер Кох угрожает представлениями фюреру и говорит:

«Никто никогда не просил меня, как старого гауляйтера, представлять ему написанные мной статьи, ибо никто кроме фюрера не может освободить меня от политической ответственности которую я несу за статью подписанную моим именем…

Наконец, в дополнение к этим заявлениям о своей ответственности я хочу сослаться на отношения между фюрером и рейхскомиссарами. Как старому гауляйтеру мне позволено приходить со своими проблемами и запросами непосредственно к фюреру, и в таком моём праве как оберпрезидента мне никогда не отказывал даже мой вышестоящий министр…

Распоряжением I 6 b 47021/42, мне приказали воздерживаться от ссылок на пожелания фюрера в своих докладах вам, так как перенаправление пожеланий фюрера являлось исключительно вашим делом. Я должен заявить здесь, что в моём положении как старого гауляйтера фюрер периодически давал мне свои политические указания…

Если отнять или урезать положение рейхскомиссаров по отношению к фюреру, тогда очень мало остается для должности рейхскомиссара».

На странице 50, он говорит:

«Я вынужден прямо заявить, что в таких обстоятельствах я должен, отказаться брать ответственность за успех вербовки рабочей силы и весенний сев».

Розенберг рекомендовал ему продолжать вербовку рабочих.

И в конце он говорит:

«На моё положение так часто посягали с вашей стороны за последние 3 недели, что оно может быть восстановлено только фюрером».

Потом возник конфликт в присутствии Гитлера в рейхсканцелярии между Розенбергом, Борманом и Кохом, и результатом было то, что Бормана и в основном Коха, поддержали и подсудимого Розенбергу уведомили ограничить себя только принципиальными вопросами.

Потом подсудимый попросил отставки.

Теперь, я прошу подсудимого разобраться с этим более подробно. Это в документальной книге 2, страница 27.

Розенберг: Я хотел бы заметить…

Председатель: Доктор Тома, я думаю нам лучше прерваться на 10 минут.

[Объявлен перерыв]

Тома: Свидетель, несколько дней назад упоминали документ, из которого становится ясно, что лесной район Цуман должен был быть личными охотничьими угодьями рейхскомиссара, и что сотни людей расстреляли, из–за того, что их переселение тогда было слишком сложным и заняло бы слишком много времени. Вы сделаете заявление об этом?

Розенберг: По ходу времени, я получал больше информации относительно примеров насильственных актов совершаемых на Востоке. Расследуя, часто выяснялось, что эти доклады не соответствовали фактам. В этом случае доклад показался мне совершенно убедительным, поэтому я воспользовался возможностью доложить непосредственно фюреру, учитывая, что у меня были проблемы с гауляйтером Кохом.

Помимо других вопросов – школ в Украине, создания технических школ, и некоторых личных заявлений Коха, которые я представил как жалобу - я также представил этот доклад.

На приёме у фюрера, рейхскомиссар Кох представил мнение начальника лесной администрации Украины. В нём оказалось, что эти лесные районы нужно было использовать для поставок древесины либо для железнодорожных путей или других чрезвычайных нужд. И поскольку различные повстанческие отряды и партизаны собирались вместе в этих лесных районах и такая задача была чрезвычайно опасной в виду небезопасной ситуации, было установлено, что Кох, не в интересах задуманной ранее охоты, а по этой причине, приказал очистить этот район, и во время этой зачистки было выявлено и расстреляно значительное количество партизан. Остальное население из этих лесных районов переселили, и как добавил Кох, в дополнение к этому заявлению начальнику лесной администрации, ряд из этих переселённых людей даже выразили благодарность за то, что они получали более хорошую землю, чтобы работать, нежели была у них в этих лесных районах. По получении этих докладов от Коха фюрер пожал плечами и сказал:

«Тут сложно решить. Согласно заявлению лесной администрации для Украины, что здесь есть, я должен оставить вопрос сам себе, и другие решения относительно украинской политики направять вам».

Это случилось в июле в форме распоряжения, которое также в моих материалах, но которое к сожалению, не нашли. Это распоряжение, о котором говорил свидетель Ламмерс и которое в принципе заявляло, что рейхсминистр не должен создавать никаких препятствий, министру Востока следует ограничить себя основными вопросами, должен представлять свои распоряжения для мнения рейхскомиссара и в случае конфликта, требовалось обеспечить решение фюрера.

После этого распоряжения фюрера, я предпринял новую попытку представить взгляды, которые я считал правильными. Но конечно, я не отрицаю, что по нескольким поводам, из–за давления ставки фюрера, я немного устал. И когда это было сказано, и сказано четкими словами о том, что я видимо больше заинтересован в этих восточных народах, чем в благополучии немецкой нации, я сделал несколько примирительных заявлений, но мои распоряжения и дальнейшее применение моих указаний продолжалось прежним образом. Как сейчас смог убедиться, я лично докладывал фюреру об этом вопросе по восьми различным поводам, и я представлял письменные обращения и формулировал свои распоряжения с этой целью в уме.

Когда затем в 1944, рейхсфюрер СС тоже занял себя не только полицейскими делами, но также политикой на восточных территориях, и когда я больше не мог докладывать в ставке фюрера, поскольку с ноября 1943, я предпринял самую последнюю попытку предложить фюреру великодушную восточную политику. В то же время, я очень четко попросил, что в случае отказа, меня следовало освободить от любой дальнейшей работы. Этот документ, (документ Розенберг–14) письмо доктору Ламмерсу от 12 октября 1944 в начале которого сказано, что:

«Перед лицом текущего развития восточной проблемы, я прошу вас лично представить сопроводительное письмо фюреру. Я считаю способ и манеру которыми сегодня руководят германской политикой на Востоке самым неудачным; при том, что я не участвую в переговорах, меня несмотря на это сделали ответственным за них. Поэтому, я прошу вас представить моё письмо фюреру так быстро как возможно для его решения».

Доктор Ламмерс затем незамедлительно передал это письмо секретарю фюрера, Борману. В письме фюреру на странице 2 сказано:

«Для наблюдения и направления такого развития я создал региональные отделы для всех восточных народов в министерстве оккупированных восточных территорий, к которым сейчас можно, после многих проверок, относиться как к подходящим для их целей и хорошо организованным. Они также включают представителей из различных заинтересованных регионов и рас, и если они отвечают интересам германской политики, их можно признать в качестве специального национального комитета».

Эти центральные отделы, названные здесь, имели задачу следить за тем, чтобы представители всех восточных народов лично получали жалобы от своих сограждан, которые находились на суверенной немецкой территории и представляли их министерству оккупированных восточных территорий, которое в свою очередь разбирало эти жалобы с властями Германского трудового фронта, с полицией, или генеральным уполномоченным по распределению рабочей силы.

На странице 5 затем сказано:

«Я проинформировал рейхсминистра и начальника рейхсканцелярии о том, что восточное министерство сделало в сфере политического руководства в письме от 28 мая 1944, и я прошу вас, мой фюрер, чтобы вам зачитали содержание».

Это ссылка на дальнейшее заявление.

На странице 6 сказано:

«Мой фюрер, я прошу вас сказать, желаете ли вы так же моей деятельности в этой области, так как мне невозможно докладывать вам устно, доводить до вас и обсуждать с различных сторон проблемы Востока, я должен, учитывая такое положение, полагать, что вы более не считаете мою деятельность необходимой.

В дополнение неизвестные мне источники распространяют слухи о роспуске министерства оккупированных восточных территорий; фактически говорится, что эти слухи использовались в официальной переписке высших властей Рейха из–за различных требований которые предъявлялись. В таких обстоятельствах продуктивная работа невозможна, и я прошу вас, дать мне указания, как я должен действовать при развитии такого положения дел».

В середине следующего абзаца, я отмечаю следующее, из идей, что я впервые озвучил в своей речи от 20 июня и в своём протесте во время встречи от 16 июня. И здесь буквально сказано:

«Данный план предусматривал, что с целью мобилизации всех национальных сил восточных народов, им следует заранее пообещать определенную автономию и возможность культурного развития, с целью направить их против большевистского врага. Данный план, который я, в начале рискнул предложить, для вашего одобрения, не был осуществлен, потому что с народами обращались способом, который был политически противоположен этому.

Исключительно и только из–за аграрного приказа от 1942, одобренного вами, их желание работать поддерживалось до конца в виду надежды приобрести имущество».

К этому письму фюреру прилагалось предложение по перестройке восточной политики, которое повторили в последний раз. И в параграфе 2 в середине второй страницы сказано:

«Региональные и местные отделы для народов Востока, приданные рейхсминистру оккупированных восточных территорий, от имени правительства Рейха, следует признать в качестве национальных комитетов с даты установленной фюрером. Под термином «национальный комитет» правительству Рейха следует понимать то, что эти уполномоченные представители могут представлять пожелания и жалобы от своих народов».

На странице 2, в середине, сказано:

«В руководстве народами Востока…»

Председатель: Трибунал интересуют все эти подробности? Его суть привёл свидетель, не так ли? Он подытожил всё письмо, прежде чем он начал , что-нибудь из него читать. В этом нет ничего нового.

Тома: Господин председатель, подсудимый снова хотел кратко подытожить, в чём заключались его идеи для Украины, а именно, автономия, свободное культурное развитие; и в этом заключалась сущность разногласий с Кохом, а именно, что Кох давил в основном на идею эксплуатации; поэтому подсудимый хотел сказать еще раз, что у него был общий план намерений по Советскому Союзу. Но эту тему можно опустить.

Прежде чем я сделаю заявление о вопросе готовности проводить в Украине конструктивную работу, я хочу попросить подсудимого сделать заявление по вопросу обращения с военнопленными. Документ 081.

Председатель: Он где–то в ваших книгах? Это документ PS-081.

Тома: Его приобщали под номером экземпляра СССР.

[Документ передали подсудимому]

Тома: Вы нашли подсудимый?

Розенберг: Это экземпляр СССР–353. Жалобы относительно военнопленных поступавшие от разных источников. Почти с самого начала их уже подавали в восточное министерство; затем позже, в частности во время зимы 1941–1942, их доставляли офицеры или солдаты отпускники и доводились до меня моим политическим управлением. Затем мы передавали эти жалобы в компетентные военные учреждения с запросом о том, чтобы по очевидным причинам, их принимали во внимание.

Такие жалобы часто получали и мой штаб, по ходу времени, говорил мне, что он столкнулся с большим пониманием для этих пожеланий, в частности пожеланий высказанных нами о том, чтобы пленных из большого числа лагерей советских военнопленных следовало отбирать согласно их национальности и переводить в небольшие лагеря, потому что в результате такой национальной сегрегации, было бы лучше гарантировано хорошее политическое и гуманное обращение. В виду многочисленных жалоб о смертях многих тысяч советских пленных, я получал более чем однажды, доклады о том, что во время боев в окружении, части Красной армии ожесточенно оборонялись и не сдавались. Фактически они были полностью истощены от голода, когда наконец попадали в плен к немцам, и были установлены даже многочисленные случаи каннибализма, рождённого их установкой не сдаваться ни при каких обстоятельствах.

Третья жалоба полученная мной была о том, что расстреливали политических комиссаров. Эту жалобу мы тоже передали. О том, что существовал приказ381 в связи с этим, было мне неизвестно. Мы делали выводы из других докладов, что здесь явно должна была быть политическая или полицейская репрессалия382, поскольку мы слышали о том, что многие немецкие пленные, которых позже освободили, в большинстве были обнаружены мертвыми или изувеченными. Позже меня проинформировали о том, что такие расстрелы запретили, и таким образом мы полагали, что политические комиссары также принадлежали к регулярной Красной армии.

Теперь здесь документ PS-081. Как сказано обвинением, это письмо от министра оккупированных восточных территорий начальнику ОКВ. Документ также был найден в моих делах. Но это не письмо от меня начальнику ОКВ, Кейтелю; напротив, оно, очевидно, хранилось в моём ведомстве отправителем. В левом верхнем углу на странице 1, можно увидеть, что есть цифра «I». Она означает управление «I». В случае букв исходящих от меня такая ссылка всегда была бы отсутствующей, так как «I» не являлся управлением моего ведомства. Кроме того, мои письма начальнику ОКВ были всегда личного характера, либо начинаясь с имени адресата, или личного адреса. Начальник ОКВ - ведомство. Таким же образом обычный адрес: «рейхсминистр оккупированных восточных территорий» не являлось личным письмом мне, но означало бы ведомство.

Я не буду вдаваться в эти подробности, но я возьму на себя смелость зачитать один последний абзац в связи, которым я также могу заявить, что он сохранял дух, который я стремился привить своим сотрудникам. И также, они думали о том, что они должны действовать и выражать себя в таком духе. Буквально, сказано, на странице 6:

«Главным требованием…»

Председатель: Какая дата?

Розенберг: Письмо датировано 28 февраля 1942. То есть, это было зимой, в тот кошмарный холодный период. На странице 6 сказано буквально:

«Главным требованием должно быть, чтобы обращение с военнопленными проводилось согласно с законами гуманизма и подобающего достоинства Германии…

Понятно, что многочисленные случаи бесчеловечного обращения с немецкими военнопленными военнослужащих Красной армии, которые зафиксировали, настолько озлобили немецкие войска, что они желают отплатить той же монетой.

Однако, подобные репрессалии, никоим образом не улучшат ситуацию с немецкими военнопленными, но совершенно приведут, к тому, что обе стороны больше не будут брать никаких пленных».

Я просто хотел процитировать это письмо, потому что у меня нет в распоряжении других документов о работе моего политического управления, и это единственный пример работы, которая я думаю, затрагивает эти проблемы.

Тома: Господин председатель, я хотел прийти к завершению вопросов относящихся к министерству оккупированных восточных территорий приобщением письменных показаний профессора, доктора Денкера о применении сельскохозяйственных машин в Украине. Документ Розенберг–35 уже допущен мне трибуналом. Эти письменные показания касаются следующего…

Председатель: Вы сейчас закончили свой допрос?

Тома: Я закончил с вопросами, относящимися к министерству оккупированных восточных территорий. У меня осталось лишь несколько коротких вопросов.

Председатель: Трибунал недавно видел эти письменные показания, поэтому нет необходимости их зачитывать. Итак, если вы готовы, укажите нам номер экземпляра.

Тома: Розенберг–35. Они касаются машин стоимостью 180 миллионов доставленных на Украину - сельскохозяйственных машин.

Свидетель, вы являлись членом СА или СС?

Розенберг: Нет, я ни принадлежал, ни к СА, ни к СС.

Тома: Значит вы никогда не носили форму СС?

Розенберг: Нет.

Тома: Вы, что-нибудь знали о концентрационных лагерях?

Розенберг: Да. Этот вопрос, конечно, ставили каждому, и тот факт, что концентрационные лагеря существуют, стал известен мне в 1933. Но хотя это может показаться повторением, я должен, вместе с тем сказать, что я знал названия только двух концентрационных лагерей, Ораниенбурга и Дахау. Когда мне объясняли об этих учреждениях, меня проинформировали, помимо прочего, о том, что в одном концентрационном лагере находились 800 коммунистических функционеров чьи предыдущие приговоры в среднем равнялись 4 годам тюрьмы или частично также исправительным срокам. В виду факта, что это было связано с полной революцией и при том, что у них была правовая основа, они всё же являлись чем-то революционным, я считал понятным, что о превентивном заключении новому государству следовало распорядиться на некоторое время для таких враждебных лиц. Но в то же время я видел и слышал как с нашими сильнейшими противниками, в отношении которых, в противном случае нельзя было предъявить никаких обвинений, обращались настолько великодушно, что например, наш сильнейший оппонент, прусский министр Зеверинг383 был отправлен в отставку с полной министерской пенсией, и я считал такое отношение национал–социалистическим. Таким образом, я должен был полагать, что эти меры являлись политически и национально необходимыми, и я полностью убедился в этом.

Тома: Вы участвовали в эвакуации евреев из Германии?

Розенберг: Возможно, мне следует добавить одну вещь: я не посещал никакой реальный концентрационный лагерь, ни Дахау ни любой другой. Однажды – это было в 1938 – я спросил Гиммлера о том, какое на самом деле положение в концентрационных лагерях, и сказал ему о том, что из зарубежной прессы можно услышать всякого рода уничижительные отчеты о жестокостях. Гиммлер сказал мне: «Почему бы вам не приехать в Дахау и самому не посмотреть на дела? У нас там есть бассейн, у нас есть санитарные средства – безупречные, нельзя предъявить никаких претензий».

Я не посетил этот лагерь, потому что если на самом деле происходило, что-то неподобающее, тогда Гиммлер, которого заранее спросили об этом, наверное не показал бы мне это. С другой стороны, я воздержался от поездки по причине хорошего вкуса, я просто не хотел видеть людей которых лишили свободы. Но я подумал, что такой разговор с Гиммлером осведомит его о том, что такие слухи ходят.

Второй раз, позже – однако, я не могу сказать было это до или после начала войны – Гиммлер сам заговорил со мной о вопросе так называемых Свидетелей Йеговы, то есть о вопросе, который также обвинение представило как религиозное преследование. Гиммлер только сказал мне, что было совершенно невозможно выдвигать логичные возражения, учитывая то какой была ситуация в Рейхе, что это бы привело к непредсказуемым последствиям, и он продолжил говорить о том, что он часто лично беседовал с этими заключенными для того, чтобы понять их и в конце концов убедить их. Однако это, он сказал, было невозможным, потому что они отвечали ему на все вопросы цитатами - цитатами из Библии, которые они выучили наизусть, поэтому с ними ничего нельзя было сделать. Из такого заявления Гиммлера я понял, что поскольку он рассказал мне такую историю, возможно, он не мог планировать или осуществлять казни этих свидетелей Йеговы.

Американский капеллан весьма любезно предоставил мне в камеру церковную бумагу из Коламбуса. Я понимаю из неё, что Соединенные Штаты также арестовывали Свидетелей Йеговы во время войны, и что до декабря 1945, 11 000 из них всё еще содержали в лагерях. Я предполагаю, что в таких условиях, каждое государство каким-то образом отвечало на отказ от военной службы, и в этом заключалось и моё отношение. Я не мог считать, что Гиммлер ошибается на этот счёт.

Тома: Вы могли вмешаться в дело пастора Нимеллёра384?

Розенберг: Да. Когда дело пастора Нимеллёра слушали в Германии я отправил одного из своего штаба на процесс, потому что я был заинтересован и в официальной, и в человеческой точке зрения. Этот сотрудник – доктор Циглер – подготовил мне доклад, из которого я сделал вывод, что это мероприятие было основано отчасти на недопониманиях со стороны властей, и кроме того, что в отношении него не было настолько серьёзных обвинений как я полагал. Затем я представил доклад заместителю фюрера, Рудольфу Гессу, и спросил его, не мог ли он тоже рассмотреть это дело, и спустя некоторое время, когда я снова находился у фюрера, я завел разговор на эту тему, и заявил, что думал о процессе в целом и последующем обращении как самыми неудачными. Фюрер сказал мне:

«Я просил от Нимеллёра только одного обязывающего заявления – что он, как духовное лицо, не противостоит государству. Он отказался дать его и таким образом, я не могу его освободить. Кроме этого, я приказал о том, чтобы ему предоставили самое достойное обращение, чтобы он, будучи большим курильщиком, получал лучшие сигары, и чтобы у него имелись средства заниматься обучением, если он этого хочет».

Я не знаю, на каких докладах фюрер основывал данное заявление, но что касается меня, было понятно, что я не в состоянии каким-то образом вмешаться в этот вопрос.

Тома: Теперь мы переходим к предпоследнему вопросу: это правда, что после захвата власти, вы предприняли определённый пересмотр своего отношения к евреям, и что обращение с евреями в целом непосредственно после захвата власти подверглось определенному изменению? Далее, что изначально планировалось урегулировать еврейский вопрос совершенно другим способом?

Розенберг: Я не отрицаю, что в течение этого времени борьбы до 1933, я тоже использовал жесткие полемические аргументы в своих произведениях, и что много жестких слов и фраз появлялись в такой связи. После захвата власти я думал - и у меня была серьезная причина думать, что фюрер думал также, что теперь можно отказаться от такого метода, и что следует соблюдать несколько равное и рыцарское обращение с данным вопросом. Под «равным» я понимал следующее, и я заявил об этом в публичном обращении от 28 июля 1933, и также на партийном съезде в сентябре 1933, публично, по всем вещательным системам, что было невозможно, как пример, что общественные госпиталя в Берлине должны иметь 80 процентов еврейских докторов, когда их пропорция была 30 процентов. Далее, я заявил на партийном съезде, что мы слышали об условиях, что правительство Рейха, в связи со всеми этими мерами равенства и помимо них, создавало исключения для всех таких членов еврейского народа, которые потеряли родственника, отца или сына, во время войны, и я использовал выражение, что теперь нам нужно было приложить усилия, чтобы решить эту проблему рыцарским образом. То, что это обернулось иначе - трагическая судьба, и я должен заявить, что деятельность в связи с эмиграцией и поддержкой этой эмиграции во многих странах за рубежом имела результатом обострение ситуации; затем случились вещи, которые были печальными, и должен сказать лишившими меня внутренней силы продолжать обращаться к фюреру по поводу метода за который я выступал. Как я сказал, то, о чём говорили здесь недавно в завуалированной фразеологии о полиции и, что стало здесь известно, и о чем недавно свидетельствовали, я считал просто невозможным и не поверил бы, даже если бы сам Генрих Гиммлер сам рассказал мне об этом. Есть вещи, которые даже мне, кажутся за гранью человеческого понимания, и это одна из них.

Тома: У меня последний вопрос. В связи с данным вопросом, я хочу представить экземпляр Розенберг–15, документ PS-3761 . Он содержится в документальной книге, но пока не представлен трибуналу в качестве экземпляра. Он содержит письмо Розенберга Гитлеру, написанное в 1924, содержащее просьбу, чтобы его не выдвигали кандидатом в Рейхстаг.

Свидетель, вы принимали участие во всех фазах развития национал–социализма от его начала до кошмарного конца. Вы участвовали в его метеорном взлёте и кошмарном падении, и вам хорошо известно, что все вращалось вокруг одного человека. Вы сообщите трибуналу, что вы сами делали, и насколько вы вообще могли предотвратить концентрацию власти у этого единственного человека, и что вы делали ради облегчения условий? Я сначала покажу вам этот документ, переданный вам, и затем документ PS-047, который также уже представлен трибуналу под номером экземпляра USA–725.

[Документы представили подсудимому]

Розенберг: Я действительно служил этому национал–социалистическому движению с самых первых дней и был полностью верным человеку, которым я восхищался в течение этих долгих лет борьбы, потому что я видел, с какой личной преданностью и страстью этот бывший немецкий солдат работал ради своего народа. Что касается меня лично, это письмо отсылает к эпохе…

Председатель: Доктор Тома, о чем именно ваш вопрос свидетелю? Мы не хотим, чтобы он произносил речь. Мы только хотим узнать, что за вопрос вы ему поставили.

Тома: Какие предложения вы вносили, и вы публично выступали за предложения ограничить власть фюрера?

Розенберг: Я должен сказать, что тогда я выступал – и это при полном согласии с Адольфом Гитлером – и я выступал в своей книге, «Миф двадцатого века», за взгляд о том, что фюрер-принцип не состоит из одного главного, но, что фюрер и его соратники должны быть связаны общими обязанностями. Далее, что эту концепцию фюрер-принципа следовало понимать как означавшую создание сената, или как я его описывал орденсрата, который бы имел направляющую и совещательную функцию.

Такую точку зрения подчеркивал сам фюрер, когда имея зал сената с 61 местом, построенным в Коричневом доме в Мюнхене, потому что он сам считал это необходимым. Затем я снова выступал за такую политику в речи в 1934, но…

Председатель: Трибунал не думает, что это ответ на вопрос о том, что он делал, чтобы ограничить власть фюрера. Мы хотим знать, что он делал, если, что-то делал, для ограничения власти фюрера.

Тома: На публичном митинге он отмечал, что – я обращаю ваше внимание на документальную книгу 1, том II, на странице 118…

Председатель: Доктор Тома, я не хотел, чтобы вы указывали мне, а хотел, чтобы свидетель указал трибуналу.

Тома: В таком случае, вы сконцентрируетесь на двух речах, которые вы тогда произнесли.

Розенберг: Я могу цитировать речи, но они тоже не отвечают прямо на вопрос. Они обозначают, что я заявлял о том, что национал–социалистическое государство не может быть кастой, которая правит немецкой нацией и что фюрер нации не должен быть тираном. Однако, я не видел в Адольфе Гитлере тирана, но подобно многим миллионам национал–социалистов я лично доверял ему в силу опыта четырнадцатилетней борьбы. Я не хотел ограничивать его собственную полную власть, хоть и понимал, что это означало личное исключение для Адольфа Гитлера, несовместимое с национал–социалистической концепцией государства, как это не было фюрер-принципом как мы его понимали или новым порядком для Рейха.

Я верно служил Адольфу Гитлеру, и то, что партия могла сделать за эти годы, я тоже поддерживал. И болезненные эффекты, из–за неправильных владык, клеймились мною, в середине войны, в речах перед политическим руководством, когда я заявлял о том, что такая концентрация власти, которая существовала в тот момент, во время войны, могла быть только феноменом войны и не могла считаться национал–социалистической концепцией государства. К этому могли склоняться многие, к этому могли склоняться 200 000 человек, но придерживаться этого потом означало бы смерть индивидуальности 70 миллионов.

Я сказал это в присутствии высших руководителей СС и других организационных руководителей или гауляйтеров. Я связался с главами Гитлерюгенда, вместе со своим штабом, полный сознания, что после войны в партии потребуется провести реформу, для того, чтобы старые требования нашего движения, за которые я тоже боролся, нашли бы уважение. Однако, это уже было невозможно, судьба покончила с движением и пошла совершенно другим путём.

Тома: Свидетель, вы можете заявить о конкретном факте из которого вытекает, что партия, с самого начала, не имела идеи прихода к власти в одиночку, но также в сотрудничестве с другими партиями?

Розенберг: Это, конечно, историческое развитие четырнадцати лет, и если я могу оценить здесь это письмо, тогда я хочу сказать, что в конце 1923, после краха так называемого «путча Гитлера385», когда тогдашних представителей партии либо арестовали или вынудили эмигрировать в Австрию, и когда я остался в Мюнхене с немногими другими, я выступал за то, что должно иметь место новое развитие, и что партия должна зарекомендовать себя в парламентском соревновании.

Фюрер, который тогда находился в тюрьме в Ландсберге, отверг это предложение. Мои сотрудники и я продолжали пытаться повлиять на него, однако, впоследствии фюрер написал мне длинное, рукописное письмо, которое также в материалах, и в котором он снова развивал свои причины, почему он не принимает моё предложение. Позже, вместе с тем, он согласился.

И здесь в этом письме, я попросил его – он позже согласился – не выдвигать меня кандидатом в Рейхстаг, потому что я чувствовал себя не в праве на привилегии депутата Рейхстага благодаря выборам в Рейхстаг, и во–вторых, потому что я чувствовал себя новичком в Германии для выражения себя, таким образом, лишь после нескольких лет деятельности.

Тома: У меня больше нет вопросов.

Председатель: Кто–либо из защитников подсудимых хочет задать какие-нибудь вопросы?

Серватиус: Свидетель, в сентябре и октябре 1942, вы получали различные доклады относительно невыносимых условий в связи с вербовкой рабочих на оккупированных восточных территориях. Вы расследовали, чтобы выяснить являлись ли заявления содержавшиеся в этих докладах правдой?

Розенберг: Эти предположения, которые мы получали в министерстве оккупированных восточных территорий, постоянно в течение всех этих лет проверяло главное управление труда и социальной политики, и я просил трибунал заслушать здесь в качестве свидетеля сотрудника, который всегда был ответственным за этот вопрос, доктора Бейля. Эта просьба была удовлетворена судом, но я теперь услышал, что доктор Бейль болен и, что он может доложить о своём опыте только в письменном заявлении. Из своих сведений я могу сказать следующее:

Об этих вопросах часто докладывали мне доктор Бейль и так называемое центральное управление народов восточных национальностей. В письме, которое уже упоминали, я переслал их Заукелю. Затем их всегда направляли рейхскомиссару Украины или каким-то другим административным чиновникам для расследования и комментариев. Отчасти они подтверждались как правильные, часть подтверждалась как неправда и преувеличение; и насколько мне известно, генеральный уполномоченный по распределению рабочей силы, Заукель, даже сделал полученные от меня жалобы поводом для своего вмешательства, как делал Германский трудовой фронт, который был ответственным за социальное обеспечение всех зарубежных рабочих в Германии. Шли постоянные переговоры с главой Трудового фронта и министерством оккупированных восточных территорий делавшим постоянные запросы, вплоть, до конца 1944, доктор Лей, как начальник это ведомства социального обеспечения, думал, что он может информировать меня о том, что теперь после существенных трудностей, были достигнуты действительно прочные и хорошие условия. Я отвечал ему даже тогда, что я мог выразить своё удовлетворение этим, но что я всё же получал доклады, что здесь и там дела шли плохо. На практике сотрудники моего министерства, вместе с инспекторами Германского трудового фронта, проводили инспекции ряда трудовых лагерей с целью расследовать жалобы и затем исправлять их Трудовым фронтом.

Серватиус: Здесь вы в основном говорите об условиях в Германии, которые не находились в вашей компетенции. Что вы делали относительно Коха? В меморандуме от 16 марта 1943, который уже здесь упоминали, ответе на эти жалобы? В этом меморандуме вы писали Коху о том, что он должен использовать только правовые средства, и что его должны призвать к ответу. В этом заключался ответ на эти доклады?

Розенберг: Да, в этом заключался ответ, потому что в декабре 1942 уже было довольно много жалоб.

Серватиус: И, что ответил Кох?

Розенберг: Кох ответил мне о том, что со своей стороны, также хотел и применял бы правовые средства, но в документе прочитанном сегодня, в его докладе от 16 марта 1943, он несколько раз жаловался на то, что я не всегда верил таким заверениям, но что в каждом случае министерство оккупированных восточных территорий не только вмешивалось, но даже требовало от него доклада об исполнении этих указаний.

Серватиус: Таким образом, он отрицал значительные злоупотребления?

Розенберг: Да, он отрицал значительные злоупотребления. Он ссылался на документ по одному в особенности серьезному делу, а именно о том, что отдельные дома сожгли на Волыни, из–за тех, как он объяснял кого вызвали на работу сопротивлявшихся вербовке силой, и он говорил, что по другому нельзя было сделать. Он добавлял, что именно это дело привело к новым жалобам со стороны министерства оккупированных восточных территорий.

Серватиус: По вашему мнению, он имел право на такие меры?

Розенберг: Рейхскомиссар Кох имел компетенцию при исполнении всех приказов поступавших от высших руководителей Рейха. Он был ответственным за исполнение всех мер в рамках инструкций. Он, как теперь кажется, часто переступал границы этих инструкций и действовал по своей собственной инициативе проводя, как он думал, исключительные военно-экономические меры. Иногда я слышал об этих мерах, а часто нет, как это видно из документа.

Председатель: Вопрос который вам задали: был ли он по вашему мнению вправе сжигать дома из-за людей отказавшихся работать, и вы дали длинный ответ, который не кажется мне ответом на вопрос.

Розенберг: По моему мнению, он не имел права сжигать дома и поэтому я вмешался, и он попытался оправдаться.

Серватиус: Для того, чтобы осуществлять вербовку рабочей силы, нужны были меры по вербовке, которые, и это правда, должны были применяться с определенным элементом административного принуждения. Насколько допускалось принуждение, есть правовое и внеправовое принуждение, и как вы судите о мерах, которые применяли на практике?

Розенберг: До 1943 я лично настаивал на добровольной вербовке. Но перед лицом срочных требований фюрера я больше не мог оставаться на такой позиции, и поэтому согласился - для того, чтобы иметь хотя бы правовую форму – с тем, что следовало призвать определённые возрастные группы. Из этих возрастных группы все те кто был нужен в оккупированных восточных территориях подлежали исключению. Но остальных должны были доставлять со всех сторон с помощью своих собственных администраций в региональные комиссариаты, то есть, маленьким бургомистрам на оккупированных восточных территориях, и конечно не было сомнений, что придавая силу этим требованиям, полиция находилась в распоряжении администрации при выполнении такой программы.

Серватиус: Если были злоупотребления, мог Кох остановить их? Вы не имели никакого влияния в данном вопросе?

Розенберг: Это являлось обязанностью рейхскомиссара, которому подчинялось региональное правительство Украины, расследовать и предпринимать действия, согласно инструкциям которые он получал от меня.

Серватиус: Но почему, вы также ходили к Заукелю? Обязанность Заукеля заключалась в том, чтобы прекратить это?

Розенберг: Заукель, как заместитель делегата четырехлетнего плана, имел право давать указания мне, как министру оккупированных восточных территорий, и к тому же, он имел право обходить меня и давать указания рейхскомиссарам, право которым он несколько раз пользовался во время читая лекции в генеральных округах Украины и Остланда.

Серватиус: Был он – был Заукель ответственным за условия в Украине?

Розенберг: Заукель не был ответственным за исполнение этих требований, но конечно руководствуясь полномочиями, предоставленными ему фюрером он предъявлял требования настолько резко и точно, что ответственные региональные правительства генеральных комиссаров чувствовали себя связанными убеждением и внешним образом возвращались к вербовке рабочих силой как видно, например, из доклада, документ PS-265, от генерального комиссара в Житомире. Я думаю это также видно из доклада окружного комиссара в Ковно, номера которого я вам не назову.

Серватиус: Заукель имел свою собственную организацию?

Розенберг: Да, у него был штаб, но я не могу заявить о его размере. Он позаботился лишь о том, чтобы гражданской администрации придали трудовые отделы, и его запросы к гражданской администрации на Востоке по руководству этими трудовыми отделами передавались в административные ведомства. По моим сведениям он не имел крупной организации.

Серватиус: До того как Заукель пришел в ваше министерство, уже не было управления «Труд», который имел свои соответствующие подчиненные ведомства на среднем и нижнем уровнях?

Розенберг: Я не могу дать вам точного ответа на это. В любом случае, я думаю управление «Труд и социальная политика» было создано практически в самом начале министерства, но сейчас я не способен назвать вам точную дату. Возможно, заявление доктора Бейля содержит какие-то подробности.

Серватиус: Таким образом, вас не информировали относительно организации вербовки рабочих?

Розенберг: Нет, меня информировали настолько, насколько я уже сказал вам, но я не могу дать вам точной информации о дате основания главного управления «Труд и социальная политика» в министерстве оккупированных восточных территорий.

Серватиус: Существовали трудовые ведомства для оккупированных восточных территорий, которые имели главой ваше министерство?

Розенберг: Работа – да постольку поскольку главное управление труда и социальной политики, конечно, сотрудничало с гражданской администрацией; то есть, оба рейхскомиссара имели постоянный контакт и имели переписку с соответствующим ведомством, а именно трудовым отделом, приданным рейхскомиссару. Переписка с нижними агентами, с генеральными округами, естественно не велась, но были постоянные консультации с соответствующим отделом приданным рейхскомиссару.

Серватиус: В своём письме вы говорите о «ведомствах Заукеля». Какие ведомства вы имеете в виду?

Розенберг: Что же, я имею в виду, прежде всего, его непосредственного заместителя Пикерта386, который позже, для того, чтобы гарантировать хорошее взаимодействие, формально получил руководство главным управлением «социальная политика». Он бывал, но очень редко в министерстве оккупированных восточных территорий поскольку официально он работал в особенности на Заукеля, и помимо этого, Заукель имел несколько других господ с которыми моё главное управление постоянно занималось снижением квот…

Председатель: Разумеется, свидетель Заукель предоставит всю эту информацию. Зачем тратить наше время, спрашивая об этом Розенберга?

Серватиус: Это важно с целью установить ответственность. Позже я не смогу снова вызвать Розенберга в качестве свидетеля, возникнет ряд вопросов, на которые я…

Председатель: Я это конечно понимаю, но все эти подробности администрации Заукеля, должны быть известны самому Заукелю.

Серватиус: Да, но позже у меня не будет возможности спросить свидетеля Розенберга относительно индивидуальных полномочий внутри организации, а именно: кто был ответственным, кто имел право надзора, кто имел обязанность вмешиваться? Почему были письма адресованные частным лицам? Почему он должен отвечать на них? Этого нельзя понять, если не спрашивать свидетеля – если сначала его не спрашивали об этом. Я предложу, чтобы свидетеля Розенберга вызвали снова в связи с делом Заукеля после того как выступит Заукель, это бы сэкономило время.

Председатель: У обвинение нет с этим вопроса. Если у обвинения нет этого вопроса, тогда показаний Заукеля об этом будут вполне достаточно.

Серватиус: Господин председатель, свидетель Розенберг, в своём письме – письме – в письме адресованном Заукелю – указал факт, что его ведомства использовали такие спорные методы. Поскольку я считаю, что такие ведомства не существовали, и таким образом Розенберг обратился к неправильному человеку, я должен установить, что это были за ведомства на самом деле. Это жалоба об условиях, которые были в тягость Розенбергу, и он адресовал себя Заукелю, вместо Коха.

Председатель: Задайте ему какой-нибудь прямой вопрос, вы так сделаете?

Серватиус: Что сделал Заукель, получив письмо адресованное ему?

Розенберг: Я не получил письма в ответ на это, но я слышал, что Заукель, затем на встрече в своих трудовых ведомствах в Веймаре вникал в эти жалобы и пытался сделать как можно лучше по жалобам, чтобы устранить основания для таких жалоб.

Серватиус: Эта встреча не состоялась две недели спустя, то есть 6 января 1943, и вы там не присутствовали?

Розенберг: Возможно. Я как-то говорил о встрече в Веймаре, была ли она этой или нет, я не могу сказать.

Серватиус: Вы слышали речь Заукеля на той встрече?

Розенберг: Нет, я не имею никаких воспоминаний о ней.

Серватиус: Вы позже не получали речь в письменном виде?

Розенберг: Я этого тоже не помню.

Серватиус: Позже я хочу приобщить эту речь, как документ в связи с делом Заукеля. У меня есть ряд дальнейших вопросов.

Другие ведомства на оккупированных территориях тоже занимались вербовкой рабочих?

Розенберг: Да, я на самом деле также получал некоторые доклады, со стороны, так называемой организации Тодта387 использовавшей рабочих для осуществления своих технических задач, и я думаю также от железнодорожной администрации и других ведомств Востока предпринимавших усилия, чтобы достать для себя новых рабочих.

Серватиус: Это неправильно, что вооруженные силы требовали рабочих, что рабочие требовались для строительства дорог, требовались для домашней промышленности, и что существовали общие усилия для сохранения рабочей силы на месте, не позволяя ей попадать в Германию?

Розенберг: Это правильно, и это предрешенный вывод, что вооруженные силы, организация Тодта и остальные ведомства хотели сохранить как можно больше рабочих в стране для наращивания объема работ, и они наверное не хотели делиться своими рабочими. Это само собой разумеется.

Серватиус: Заукель непрерывно указывал на то, что рабочих должны обеспечивать при любых обстоятельствах и что следует устранять любые препятствия. Это ссылалось на сопротивление местных ведомств, которые не хотели предоставлять таких рабочих?

Розенберг: Это конечно ссылалось на эту местную рабочую силу, и на совещание на котором я был с Заукелем в 1943, и которое также здесь в качестве доказательств, но которое не представили сегодня, делалась ссылка. Заукель заявил о том, что по приказу фюрера он должен был завербовать большое число новых рабочих на Востоке, и что в этой связи, я думаю вооруженные силы больше всех их имели, как он выражался, накапливая рабочих, которые могли вместо этого быть задействованы в Германии.

Серватиус: Заукель имел какое-нибудь отношение к вербовке рабочих, которая велась в связи с германизацией Востока?

Розенберг: Я совершенно не могу понять вопрос. Что вы подразумеваете в данном случае под «германизацией»?

Серватиус: СС предпринимали переселение на Восток. В связи с этим перемещалась рабочая сила. Эта рабочая сила выделялась Заукелем по их запросу?

Розенберг: Прежде всего, я не знаю точно, о каком переселении вы говорите.

Серватиус: Мне представили доклад, который касается евреев, которых направляли на польские территории. Я полагаю, что они также достигали вашей территории.

Вы не знаете об этом?

Розенберг: Руководствуясь собственными сведениями, я могу лишь сказать, что данная концентрация еврейского населения из восточной Германии, в определенных городах и лагерях на Востоке, осуществлялась под юрисдикцией главы германской полиции, который также имел такую задачу на оккупированных восточных территориях. В связи с расселением в лагерях и с концентрациями в гетто, вероятно, также возникала нехватка рабочих или что-то подобное. Я просто не знаю, какое это имеет отношение к германизации.

Серватиус: У меня больше нет вопросов.

Председатель: Перед отложением, я хотел бы знать какое положение по поводу документов Франка. Кто-нибудь об этом, что-нибудь знает?

Додд: Господин председатель, я желаю сказать, что постольку поскольку, что касается нас, мы проконсультировались с доктором Зейделем от подсудимого Франка, а также с представителями штата советского обвинения. Мы готовы, чтобы нас выслушали в любое время удобное для трибунала.

Председатель: Да. Тогда, доктор Тома, сколько ещё свидетелей у вас есть и сколько вы думаете продолжать с делом подсудимого Розенберга?

Тома: У меня только один свидетель, уважаемый суд, свидетель Рикке. Мне кажется, что касается меня, его можно допросить за один час как самое большое. Я не думаю, что это займёт дольше этого. Потом, это зависит от перекрёстного допроса.

Председатель: Да, очень хорошо, значит завтра вы закончите дело подсудимого Розенберга?

Тома: Это зависит от прекрёстного допроса.

Председатель: Да, конечно. Тогда, доктор Зейдль, вы сможете продолжить с делом Франка? Предположив, что мы завтра закончим с Розенбергом – завтра среда, не так ли? Вы сможете продолжить в четверг утром с делом Франка?

Зейдль: Господин председатель, я могу начать с делом Франка как только завершится дело Розенберга. Что касается документов, была сложность только в отношении одного документа и я отказываюсь от представления этого документа. Но помимо этого, эти документы по большей части представила противоположная сторона.

Председатель: Если есть только один спорный документ, мы можем выслушать вас сейчас. Как я понимаю, у вас только один документ по которому есть разногласия.

Зейдль: Это уже разрешили, потому что я отказался от представления этого документа.

Председатель: Очень хорошо. Нет больше никаких разногласий?

Зейдль: Больше нет никаких разногласий.

Председатель: Что же, значит вы полностью готовы продолжать?

Зейдль: Да.

Председатель: Документы уже перевели?

Зейдль: Насколько мне известно, их все перевели.

Председатель: Очень хорошо, спасибо.

[Судебное разбирательство отложено до 10 часов 17 апреля 1946]