Где вы родились?
В целях обеспечения безопасности боевых частей в русской кампании, которая ожидается, следует использовать все средства для поддержания безопасности и охраны тыла. Исходя из данного соображения всеми средствами должно быть сломлено всякое сопротивление. В целях поддержки боевых частей армии, полиция безопасности и служба безопасности также призваны к выполнению данной задачи.
Если я правильно помню, особым примером того, что следовало охранять была безопасность так называемых крупных путей снабжения, также названных «Rollbahnen287».
Я помню следующее: во-первых, фронтовой район, во-вторых, оперативная зона – она также подразделялась на район группы армий и тыловой район группы армий; в-третьих, тыловой район армии; в-четвёртых, район, где должна была создаваться гражданская администрация (рейхскомиссариат).
В этих различных районах, разделение подчинения и командования чётко разделялись. Во фронтовых районах или районах боевых действий, айнзацкоманды полиции безопасности и СД тактически и оперативно находились под командованием армии; то есть, они полностью находились под командованием армии.
В оперативных зонах существовало только оперативное подчинение и тоже самое должно было применятся в тыловом районе армии. В зоне, предназначенной для гражданской администрации (рейхскомиссариата) применялись такие же условия как на территории Рейха.
В третьей части разъяснялось, что означают тактическое и оперативное, или даже подробно разъяснялась концепция «оперативного». Под «оперативным» понималось подчинение подразделениям армии в отношении дисциплины и снабжения. Специально упоминался тот факт, что оперативное подчинение также включало всё снабжение – в особенности бензин, продовольствие и предоставление технических средств передачи информации.
«Да, правильно. Это был приказ фюрера отданный им лично. Все важные интернированные должны быть эвакуированы по его приказу на юг Рейха».
Он с ухмылкой повернулся ко мне и говоря с диалектом, сказал:
«Скажите своему пожилому господину (т.е Мюзи-старшему), что в лагерях ещё достаточно места. Этого вам будет достаточно».
С первого взгляда, эти шесть групп и организаций кажутся отличающимися друг от друга как по своей структуре, так и по своим функциям, но все они родственны одна другой, и мы считаем, что логически они должны быть обвиняемы совместно, поскольку они были наиболее важными средствами и главным орудием, при помощи которого нацистские заговорщики стремились достичь своих целей. Все шесть из них или были созданы нацистами, или контролировались ими, или же сотрудничали с нацистами и сыграли важную роль в достижении нацистами успеха. Партия, правительство, полиция и вооруженные силы — все вместе являлись основным и необходимым орудием. Моей задачей является представление доказательств по делу против генерального штаба и верховного командования.
Эту группу следует отличать от других групп и организаций, против которых мы выдвигаем обвинение в преступности. Например, руководящий состав нацистской партии являлся руководящим составом самой партии, партии, которая была воплощением нацизма, при помощи которого гитлеризм пришел к власти и тирании в Германии. СА и СС были ответвлениями партии, важными ответвлениями нацистской партии. Германская полиция имела свою собственную историю развития, которая предшествовала гитлеризму, но на 99 процентов она была создана самой нацистской партией и СС. Правительство Рейха было по существу комитетом или рядом комитетов рейхсминистров, и когда нацисты пришли к власти, естественно, что министерские посты были заняты преимущественно нацистами. Все эти группы или организации, соответственно, обязаны своим происхождением и своим развитием нацизму или же автоматически нацифицировались тогда, когда Гитлер пришел к власти.
Но это не относится полностью к группе, о которой мы сейчас будем говорить. Нет необходимости напоминатьтрибуналу о том, что германская военная мощь и германские военные традиции предвосхищали гитлеризм на много десятилетий. Не нужно иметь седую бороду, чтобы хранить живые, личные воспоминания о войне 1914—1918 гг., кайзере и «бумажном мусоре». По этим причинам я и хочу очень коротко описать характер нашего обвинения против этой группы, имеющей уникальные характеристики, прежде чем мы перейдем к представлению доказательств.
В результате германского поражения в 1918 году и Версельского договора размеры германских вооруженных сил и размах их деятельности были очень строго ограничены. То, что эти ограничения не разрушили и даже серьезно не подорвали германский милитаризм, достаточно ясно показали последние несколько лет. Полный расцвет германской военной мощи наступил в результате сотрудничества между нацистами, с одной стороны, и руководителями германских вооруженных сил, профессиональными солдатами, моряками и летчиками — с другой.
Когда Гитлер пришел к власти, он не встретил пустоту в военной области. Он нашел маленький Рейхсвер и группу профессиональных офицеров с моралью и взглядами, сложившимися на базе германской военной истории. Руководители этих профессиональных офицеров составляют группу генерального штаба и верховного командования германских вооруженных сил, названную в обвинительном заключении преступной группой.
Излишне говорить, что не является позицией обвинения, что быть солдатом или моряком – преступление или служить стране солдатом или моряком во время войны. Военная профессия почетная и почётно служить. Но является совершенно ясным, что человек который совершает преступления не может заявлять о том, что он совершил их в форме.
Обвинение не считает, что все члены этой группы были опасными людьми или что все они одинаково виновны. Но мы покажем, что эта группа не только сотрудничала с Гитлером и поддерживала важнейшие нацистские цели, но и предоставила нацистам то, что сыграло основную и важную роль в успехе их программы в Германии, а именно — мастерство и опыт в развитии и использовании военной мощи.
Почему эта группа поддерживала Гитлера и нацистов? Я думаю, господа судьи, вы убедитесь по мере представления доказательств, что ответ прост. Ответ заключается в том, что члены группы были согласны с основными целями гитлеризма и нацизма и что Гитлер дал генералам возможность играть важную роль в достижении этих целей. Генералы, подобно Гитлеру, хотели расширить Германию за счет соседних стран и были готовы сделать это, применяя силу или угрожая ее применением. Сила, вооруженная мощь — вот что было ключом всего предприятия Гитлера, и без этого ничего не могло бы быть достигнуто.
Когда нацисты пришли к власти, перед ними стояла альтернатива: или сотрудничать с маленькой германской армией, так называемым Рейхсвером, или построить свою собственную отдельную армию, игнорируя Рейхсвер. Генералы боялись, что нацисты могут сделать последнее, и поэтому они решили пойти на сотрудничество с нацистами. Более того, нацисты дали генералам возможность достигнуть того, чего многие генералы хотели достигнуть путем увеличения численности германских армий и расширения германских границ, и таким образом, как мы покажем, генералы встали на один путь с нацистами. Они видели, что в то время им было по пути с нацистами. Без сомнения, они надеялись позднее сами оказаться у руководства. Фактически же, как покажут доказательства, именно генералы оказались на поводу у нацистов.
Гитлер быстро привлек их на свою сторону блестящей приманкой завоеваний и затем преуспел в том, чтобы подчинить себе этих людей политически. И когда началась война, они стали его орудием. Но когда мы говорим, что эти военные руководители стали орудием нацизма, то не считаем, что они действовали бессознательно или что они не участвовали полностью во многих преступлениях, которые мы раскроем здесь перед трибуналом. Готовность и даже стремление группы профессиональных германских офицеров участвовать во всех нацистских делах совершенно очевидны и будут полностью доказаны.
Ваша честь, в нашем представлении доказательств будут три основные части. Первая часть будет содержать описание, структуру и функции генерального штаба и верховного командования как группы, как указано в обвинительном заключении. Затем будут представлены доказательства для подтверждения предъявляемого обвинения в их преступности, согласно I и II пунктам обвинительного заключения, и, наконец, доказательства в подтверждение обвинения, изложенного в пунктах III и IV.
У членов трибунала должно иметься три документальных книги, которым присвоено обозначение «СС». Первая из этих книг является серией письменных показаний и заявлений под присягой, которые доступны трибуналу на английском, русском и французском языках и которые доступны подсудимым на немецком языке. Вторая и третья книги являются обычными документальными книгами, разделёнными для удобства работы. Вторая книга содержит документы серий С и L, и третья книга, серий PS и R. Для удобства трибунала мы передали список этих документов для того, что можно было к нему обращаться.
Трибунал также будет иметь еще один документ, носящий название «Основная информация касательно организации германских вооруженных сил». Он также передан на английском, русском и французском и предоставлен на немецком языке в информационный центр подсудимых.
Сейчас прежде всего я обращусь к описанию группы, как это определено в обвинительном заключении.
В течение первой мировой войны в германских вооруженных силах была одна организация, известная как германский генеральный штаб. Это название «германский генеральный штаб» живет еще в сознании людей, хотя фактически он больше не существует. Не было такой единой организации, единого германского генерального штаба с 1918 года, но имелась группа людей, ответственных за политику и действия германских вооруженных сил, и тот факт, что эти люди не были объединены формально общим названием, не означает, что мы не можем собрать их воедино. Они не могут избежать последствий своих совместных действий только потому, что не были объединены формально. Значение генерального штаба или верховного командования заключается не в наименовании, которое дано ему, а в его функциях, и люди, составляющие эту группу, как это указано в обвинительном заключении, выполняли определенные функции и были связаны при Гитлере общей властью и общей ответственностью за планы и операции германских вооруженных сил.
Прежде всего мы рассмотрим общую структуру и организацию германских вооруженных сил, а затем рассмотрим построение группы, определенной в обвинительном заключении. Обвинение приготовило очень короткое описание организации германских вооруженных сил, которое было вручено трибуналу. Этот документ представляет собой короткий обзор истории развития верховного командования германских вооруженных сил с 1933 года и структуру в том виде, как она выглядела после реорганизации в феврале 1938 года. Там также имеется простая схема, которая через несколько минут будет представлена суду. Там же содержится краткий словарь германских военных выражений и сравнительная таблица рангов в германской армии и СС с указанием эквивалентных им рангов в армии Соединенных Штатов и также рангов германского военного флота с эквивалентными рангами на британском военном флоте. Я могу сказать, что военные и военно-морские ранги в разных странах незначительно различаются в терминологии.
Когда нацисты пришли к власти в 1933 году, германские вооруженные силы контролировались рейхсминистром обороны, в то время фельдмаршалом фон Бломбергом. Фон Бломбергу подчинялись начальник армейского штаба, в то время фон Фрич, и начальник военно-морского штаба — подсудимый Рёдер. Согласно ограничениям, наложенным на Германию по Версальскому договору, германские воздушные силы официально в то время вообще не существовали. Штабы сухопутных и военно-морских сил были переименованы в «высшее командование» и известны под названием ОКХ и ОКМ293.
В мае 1935 года, в то время, когда в Германии была введена обязательная воинская повинность, были изменены названия этих учреждений, титулы офицеров, но структура осталась в основном той же самой. Фельдмаршал фон Бломберг остался командующим вооруженными силами с титулом военного рейхсминистра и главнокомандующего вооруженными силами. Фон Фрич стал именоваться главнокомандующим сухопутными войсками, а Редер — главнокомандующим военно-морскими силами.
Германские военно-воздушные силы стали существовать открыто и официально примерно в то же время, но Бломберг тогда не руководил ими. Они представляли собой независимую организацию под личным командованием подсудимого Геринга, который имел двойной титул: министр авиации и главнокомандующий военно-воздушными силами.
Сейчас я прошу продемонстрировать схему.
Эта схема является подлинной, что было удостоверено под присягой тремя известными германскими генералами, письменные показания которых будут представлены. Она показывает организацию вооруженных сил, как она выглядела в 1938 году, после реорганизации, на которой я сейчас остановлюсь.
В феврале 1938 года фон Бломберг и фон Фрич оставили свои посты, и военное министерство Бломберга было ликвидировано. В составе военного министерства имелся отдел, который назывался Wehrmachtsamt, или управление вооруженных сил. Функцией этого отдела было координирование планов и операций сухопутных войск и военно-морских сил. Из этого управления вооруженных сил было сформировано новое объединенное руководство вооруженными силами, которое известно как верховное командование германских вооруженных сил. На схеме верховное командование вооруженных сил, которое сокращенно обычно обозначается буквами ОКВ, находится в квадрате, в центре, непосредственно под Гитлером.
С тех пор как военно-воздушные силы, так же как и сухопутные войска, стали подчиняться ОКВ, координация всех вооруженных сил была возложена на ОКВ, которое стало гитлеровским личным штабом по всем этим вопросам. Подсудимый Кейтель был назначен начальником ОКВ, а начальником наиболее важного отдела ОКВ — штаба оперативного руководства — был назначен подсудимый Йодль.
О реорганизации вооруженных сил и создании ОКВ говорится в декрете, изданном Гитлером 4 февраля 1938 г. Этот декрет был опубликован в «Reichsgesetzblatt». Прошу суд обратить внимание на этот документ и принять его без доказывания (PS-1915). Я прочту этот декрет, он очень короткий:
«Командование всеми вооруженными силами отныне будет осуществляться непосредственно лично мной».
Я продолжу с вторым абзацем этого указа:
«Управление вооруженных сил в военном рейхсминистерстве с его функциями с настоящего времени является верховным командованием вооруженных сил и непосредственно переходит под мое личное руководство как мой военный штаб.
Начальником штаба верховного командования вооруженных сил является начальник бывшего управления вооруженных сил с титулом начальника верховного командования вооруженных сил. Его права те же самые, что и права рейхсминистра.
Верховное командование вооруженных сил также принимает на себя все дела военного рейхсминистерства. Начальник верховного командования вооруженных сил как мой представитель выполняет все функции, которые до сих пор входили в обязанность военного рейхсминистра.
Верховное командование вооруженных сил отвечает в мирное время за объединенную подготовку к обороне Рейха во всех областях согласно моим директивам.
Берлин. 4 февраля».
Декрет подписан Гитлером, Ламмерсом и Кейтелем.
Ниже ОКВ вы видите три высших командования трех видов вооруженных сил: ОКХ, ОКМ и военно-воздушных сил. Последнее не имело официального названия — ОКЛ294 — до 1944 года. Подсудимый Рёдер оставался после 1938 года
главнокомандующим военно-морскими силами, но фон Фрич, так же как и Бломберг, сошел со сцены. Фон Фрич, как вы видите это на схеме, был заменен Браухичем в качестве главнокомандующего сухопутными войсками. Геринг продолжал оставаться главнокомандующим военно-воздушных сил. В 1941 году Браухич был заменен как главнокомандующий сухопутными войсками самим Гитлером, и в 1943 году Рёдер был заменен в качестве главнокомандующего военно-морскими силами подсудимым Дёницем. Подсудимый Геринг продолжал оставаться на посту главнокомандующего военно-воздушных сил до последнего месяца войны.
ОКВ, ОКХ, ОКМ и ОКЛ — каждое имело свой собственный штаб. Эти четыре штаба не имели однородных обозначений. Три штаба: сухопутных войск, военно-морских сил и военно-воздушных сил — размещены по горизонтальной линии внизу схемы, штаб ОКВ помещен в маленьком квадрате направо наверху с именами Йодля и Варлимонта295.
ОКХ — это командование сухопутных войск; штаб ОКХ назывался генеральным штабом, штаб ОКВ назывался штабом оперативного руководства (Fuhrungsstab), но все штабы, если говорить на военном языке, выполняли функции генерального штаба.
Вы можете увидеть, что в этой войне не было единого германского генерального штаба, но скорее было четыре штаба, из них три для определенного вида вооруженных сил, а ОКВ как координирующее их верховное командование.
Сейчас мы перейдем к нижней части схемы. Вы видите различные центральные организации штаба. Теперь мы перейдем к войсковым организациям. Командованию ОКХ, ОКЛ и ОКМ соответственно подчинялись различные боевые соединения сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил.
В германских сухопутных войсках самым большим объединением, как и в сухопутных войсках других стран, была группа армий. Группа армий состояла из двух и более армий. Под командованием армий находились менее крупные войсковые соединения, такие, как корпуса, дивизии и полки.
Если говорить о германских воздушных силах, то самым большим объединением был, как известно, воздушный флот, и менее крупными соединениями являлись корпуса или дивизии ВВС.
ОКМ подчинялись различные военно-морские объединения, которые проводили все военно-морские операции на определенном участке. Командующие флотами всех видов непосредственно подчинялись германскому адмиралтейству.
Сейчас мы обратимся к группе, которая обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных в приложении «В» обвинительного заключения. Обвинение предлагает признать эту группу преступной. Эта группа состоит прежде всего из германских офицеров, которые занимали высокие посты в четырех охарактеризованных мною видах высшего военного командования, и, во-вторых, из офицеров, которые занимали высокие командные посты в войсковых объединениях.
Прежде всего обратимся к офицерам, которые занимали ответственные посты в высшем командовании. Мы увидим, что в эту группу входят девять лиц, занимавших такие посты. Четверо из них занимали самые высокие посты: начальник ОКВ Кейтель, главнокомандующий сухопутными войсками фон Браухич, а позднее Гитлер, главнокомандующий военно-морскими силами адмирал Рёдер, позднее Дёниц, главнокомандующий военно-воздушными силами Геринг, позднее фон Грейм296.
Четыре других поста — это посты начальников штабов — начальник штаба оперативного руководства ОКВ Йодль, начальник генерального штаба сухопутных войск Гальдер297 и позднее другие, начальник штаба военно-воздушных сил Ешшонек298, позднее другие, и начальник главного военно-морского штаба Шнивинд299, позднее другие.
Девятый пост — это пост заместителя начальника штаба оперативного руководства ОКВ. В течение большей части войны этот пост занимал генерал Варлимонт. Особая обязанность заместителя Йодля заключалась в стратегическом планировании, и поэтому его управление включено в группу, как это определено в обвинительном заключении.
Группа, названная в обвинительном заключении, включает всех тех лиц, которые занимали какой-либо из девяти указанных постов между февралем 1938 года и концом войны — маем 1945 года. Февраль 1938 года считается началом этого периода, поскольку в этот месяц руководство германских вооруженных сил было реорганизовано и приняло, следовательно, форму, в которой оно существовало с
тех пор до самого конца войны.
22 различных лица занимали девять постов в течение этого периода, и из них 18 до сих пор живы.
Обращаюсь затем к офицерам, которые занимали ответственные посты во время боевых действий. Обвинительное заключение включает в число участников этой группы всех главнокомандующих на фронте, которые занимали должность Oberbefehlshaber в армии, флоте и военно-воздушных силах. Термин «Oberbefehlshaber», пожалуй, лучше всего перевести как «главнокомандующий».
Если говорить о сухопутных войсках, то командующие группами армий и армиями всегда имели статус и звание Oberbefehlshaber. В военно-воздушных силах командующие воздушными флотами имели полномочия Oberbefehlshaber, хотя формально они не назывались так до1944 года. В военно-морских силах офицеры, под командованием которых находились определенные районы и на которых было возложено осуществление контроля за всеми военными действиями в определенном секторе, имели статусе Oberbefehlshaber.
Приблизительно 110 офицеров имели статус Oberbefehlshaber в сухопутных войсках, в военно-морских и в воздушных силах в течение периода, о котором мы говорим, и все, за исключением примерно 12 человек, из них до сих пор живы. Сам генеральный штаб и группа верховного командования, как определено в обвинительном заключении, включает в себя примерно 130 офицеров, из которых 114 считаются до сих пор еще живыми. Эти цифры, конечно, составляют совокупный итог числа тех офицеров, которые в какое-либо время принадлежали к этой группе в течение семи лет и трех месяцев — с февраля 1938 года и до мая 1945 года...
Структура и функции германского генерального штаба и группы верховного командования были описаны в большом числе письменных показаний, данных под присягой рядом руководящих германских фельдмаршалов и генералов. Эти показания содержатся в первой книге документов. Я хочу коротко рассказать, как были получены эти показания.
Прежде всего были избраны два американских офицера, способных согласно их опыту и возможностям вести допросы германских военнопленных высоких военных рангов; они инструктировались офицером разведки и представителем обвинения по особым проблемам, которые возникали в данном случае. Эти офицеры были хорошо знакомы с вопросами военной разведки и хорошо владели немецким языком. Подчеркивалось, что функцией этих офицеров было выявление и установление тех фактов, касающихся организации вооруженных сил, о которых обвинение желает получить точную информацию.
Германские генералы, которых допрашивали, отбирались с точки зрения специальных знаний, которыми они могли обладать в связи с занимаемым ими положением в вооруженных силах. После каждого такого допроса следователь готовил отчет о допросе, из этого отчета отбирались те факты, которые оказывались относящимися к данному делу и подлежали представлению трибуналу, и из этих фактов составлялось показание. После этого текст показаний представлялся допрошенному германскому офицеру, и он еще раз заявлял, точно ли соответствуют показания тому, что он говорил на допросе: ему предоставлялась возможность внести соответствующие изменения. Нашей целью было получить наиболее точные показания по организационным вопросам.
Я оглашу эти письменные показания одно за другим и думаю, что члены трибунала увидят, как они полностью подтверждают представленное обвинением описание группы и окончательно устанавливают, что эта группа офицеров была в самом деле той группой, которая несет главную ответственность за планирование операций германских вооруженных сил и за руководство этими операциями.
Советский и французский судья имеют копии на французском и русском языках и у защиты имеется копия на немецком языке.
Первое из этих показаний — данное под присягой показание Франца Гальдера, который был в ранге генерал-оберста, или генерал-полковника. Его показания будут представляться под номером USA-531 (PS-3702). Гальдер был начальником генерального штаба ОКХ с сентября 1938 года по сентябрь 1942 года и является, соответственно, членом группы; он, следовательно, мог давать показания об организации. Это короткое показание, и я полностью его зачитаю:
«Полная власть и ответственность за военные дела в Германии была возложена на главу государства, которым до 2 августа 1934 г. был фельдмаршал фон Гинденбург, а после этого до 1945 года был Адольф Гитлер.
Военные дела находились под ответственностью главнокомандующих тремя видами германских вооруженных сил, подчинявшихся главнокомандующему вооруженными силами (и в то же самое время главе государства), то есть сухопутными войсками, военно-морскими и военно-воздушными силами. Практически руководство в этой области осуществлялось сравнительно небольшой группой офицеров, имевших высокие военные ранги. Эти офицеры осуществляли такое руководство соответственно своему официальному положению. Планы военных операций германских вооруженных сил подготавливались членами этой группы, согласно инструкциям ОКВ, от имени трех соответствующих главнокомандующих и представлялись ими верховному главнокомандующему вооруженными силами (в то же самое время главе государства).
Члены этой группы были облечены полномочиями и ответственностью за подготовку к военным операциям в своих областях, и они действительно готовились к каждой операции, которая должна была проводиться войсками на поле боя.
До проведения какой-либо операции члены этой группы собирались, и соответствующие указания им давал глава государства. Примером таких совещаний являются: совещание 22 августа 1939 г., на котором была произнесена речь Гитлера к командующим перед нападением на Польшу, и совещание в рейхсканцелярии 14 июня 1941 г. перед нападением на Советский Союз.
Состав этой группы и связь ее членов друг с другом были такими, как это показано на прилагаемой схеме. Это был в самом деле генеральный штаб и верховное командование германских вооруженных сил».
Подписано Гальдером.
Таблица на которую сделана ссылка это таблица которая находится в зале и которая прилагается к письменным показаниям. Две встречи на которые указано в последнем абзаце письменных показаний охватываются документами.
Следующий документ, который я представляю, — это в основном идентичные показания фон Браухича, которые идут под номером USA-532 (PS-3703). Фон Браухич имел ранг фельдмаршала и был главнокомандующим сухопутными войсками с 1938 года по 1941 год, поэтому он был также членом группы. Нет необходимости читать эти показания, поскольку они примерно такого же содержания, как и данные Гальдером, но я прошу включить их полностью в стенограмму по этому вопросу. Единственная разница между этими двумя показаниями имеется в последнем предложении каждого из них. Гальдер утверждает, что «группа, описанная в обвинительном заключении, была на самом деле генеральным штабом и верховным командованием германских вооруженных сил», тогда как фон Браухич несколько по-другому говорит о том же самом. Он заявляет, «что в руках тех, которые занимали посты, показанные на схеме, находилось фактическое руководство вооруженными силами». Во всех других частях эти два показания полностью совпадают.
«Единоличные полномочия и ответственность за военные вопросы в Германии была возложена на главу государства которым до 2 августа 1934 являлся фельдмаршал фон Гинденбург и впоследствии до 1945 Адольф Гитлер.
Конкретные военные вопросы являлись ответственностью трёх родов войск вооружённых сил подчинённых верховному главнокомандующему вооружёнными силами (в то же время главе государства), то есть, армии, флота и воздушных сил. На практике надзор в рамках данной сферы осуществлялся сравнительно небольшой группой высокопоставленных офицеров. Эти офицеры осуществляли такой надзор на основе своих должностных инструкций и в виду своей подготовки, своих должностей и взаимных контактов. Планы военных операций германских вооружённых сил разрабатывались членами этой группы согласно инструкциям ОКВ и представлялись верховному главнокомандующему вооружёнными силами (в то же время главе государства).
На членов данной группы возлагалась ответственность за военные операции в рамках компетентных сфер и они сами подготовляли любые такие операции, которые могли быть предприняты войсками на поле боя.
До начала какой-либо операции, члены данной группы между тем собирались и им давались соответствующие указания главой государства. Примерами таких собраний являются речи Гитлера к главнокомандующим от 22 августа 1939 перед началом польской кампании и совещание в рейхсканцелярии 14 июня 1941 перед началом русской кампании».
Состав данной группы и отношения её членов друг к другу показаны на прилагаемой таблице. В руках тех кто занимал должности на таблице находилось действительное руководство вооружёнными силами» - подписано – «фон Браухич».
Трибунал увидит из этих письменных показаний, данных под присягой, что схема, к которой приложено краткое описание, была представлена фон Браухичу и Гальдеру и что оба эти офицера дали клятву в том, что она действительно соответствует организации руководства германских вооруженных сил. Таким образом, показания фон Браухича и Гальдера также полностью подтверждают заявление обвинения о том, что те, кто занимал посты, указанные на этой схеме, составляют группу, на которой лежала главная ответственность за планирование и проведение в жизнь всех мероприятий, связанных с вооруженными силами.
Сейчас я представлю другое показание, данное Гальдером, которое содержит несколько деталей, относящихся к описанию данной группы. Я зачитаю его полностью для занесения в протокол.
«Наиболее важным отделом ОКВ был оперативный отдел. Во многом он был тем же самым, что и генеральный штаб в сухопутных войсках, штаб военно-воздушных сил в военно-воздушном флоте и штаб военно-морских сил в военно-морском флоте. Кейтелю подчинялись ряд начальников управлений, которые имели такие же полномочия, как, скажем, Йодль, но в области планирования и руководства военными действиями их управления были менее важны и менее влиятельны, чем сам Йодль и его ведомство.
Оперативный штаб ОКВ подразделялся на отделы. Из них наиболее важным был отдел, начальником которого являлся Варлимонт. Он носил название отдела обороны страны. Преимущественно этот отдел занимался разработкой стратегических вопросов. С 1941 года Варлимонт, хотя на нем лежали те же обязанности, занимал положение заместителя начальника оперативного штаба ОКВ.
В течение второй мировой войны не было такого объединенного генерального штаба, как «большой генеральный штаб», действовавший в первую мировую войну.
Оперативные вопросы, касающиеся армии и военно-воздушных сил, разрабатывались группой офицеров, имевших высокие ранги. О группе офицеров, имеющих высокие воинские звания, я говорил в своем заявлении от 7 ноября (в сухопутных войсках существовал генеральный штаб сухопутных войск, в военно-воздушных силах — генеральный штаб военно-воздушных сил).
Оперативные вопросы в военно-морских силах, флоте даже в течение первой мировой войны, не разрабатывались генеральным штабом, а разрабатывались военно-морским штабом».
Подписано Гальдером.
Трибунал заметит, что это письменное показание прежде всего связано с функциями генерального штаба четырех командований — ОКВ, ОКЛ, ОКХ и ОКМ — и полностью подтверждает включение в эту группу начальников штабов четырех видов вооруженных сил, а также Варлимонта как заместителя начальника штаба оперативного руководства ОКВ в связи с его ответственностью за стратегическое планирование.
У меня имеется другое короткое письменное показание, которое указывает на некоторые другие детали. Трибунал помнит, что наиболее крупным боевым объединением в германских военно-воздушных силах был воздушный флот и что все командующие воздушными флотами были включены в эту группу. Командующие воздушными флотами всегда имели статус высших командных чинов, но они так формально не назывались до 1944 года. Эти факты были изложены в письменном показании сына фельдмаршала фон Браухича. Он был в ранге полковника германских военно-воздушных сил и являлся личным адъютантом подсудимого Геринга как главнокомандующего военно-воздушными силами. Его письменное показание носит номер 9 и представляется под номером USA-534, PS-3705. Я цитирую:
«Командующие воздушными флотами имели такие же полномочия и права, как командующие армиями. В течение войны они не имели территориальной власти и, соответственно, не осуществляли территориальной юрисдикции.
Они являлись высшми командирами подразделений воздушных сил подчинённых им и непосредственно подчинялись главнокомандующему воздушными силами.
До лета 1944 они имели обозначение командующих и после этого главнокомандующих. Это изменение обозначения не повлияло на их функции и ответственность».
Ваша честь, таким образом я завершаю описание состава группы и входивших в нее лиц. Секретариат трибунала передал мне два запроса, адресованных трибуналу защитниками данной группы. Мне представляется, что уместно было бы, если бы я ответил на эти запросы теперь, когда речь идет о составе группы. Эти письменные запросы были переданы мне 2 дня тому назад.
Первый запрос поступил от надворного советника Дюльмана, он спрашивает, находится ли состав группы, как она определяется в обвинительном заключении, в зависимости от воинского звания, охватывает ли она военнослужащих, имеющих определенное воинское звание, как, например, фельдмаршал или генерал-полковник.
Ответ на этот вопрос явно отрицательный. Как уже указывалось, критерием членства в группе является занятие данным лицом одного из постов, обозначенных на представленной схеме. Человек входил в группу, если занимал один из постов, вне зависимости от его воинского звания. Воинский чин критерием не является. Фактически, как я представляю себе, все, входившие в группу, имели как минимум звание генерала германской армии, что равнозначно генерал-лейтенанту в американской армии.
Был также задан вопрос, входят ли в рассматриваемую группу офицеры так называемого корпуса офицеров генерального штаба. Ответ отрицательный. В германской армии существовала военная академия, и выпускники этой военной академии относились к роду войск, называемых корпусом офицеров генерального штаба. Они подписывались, например, так: «полковник генерального штаба». Они в основном исполняли должности адъютантов и помощников главных штабных офицеров. Я полагаю, что существовали тысячи таких людей — две или три тысячи, но в группу они не входят. Многие из них были офицерами младших воинских званий. Они не названы в обвинительном заключении и нет оснований считать их входящими в состав группы в той дефиниции, которая ей дана в обвинительном заключении.
Второй письменный запрос поступил от доктора Экснера, который заявляет, что у него нет полной ясности по поводу понятия «Oberbefehlshaber» и утверждает, что, по его мнению, понятием «Oberbefehlshaber» охватываются главнокомандующие театрами боевых действий, командующие группами армий и командующие армиями. Это совершенно верно. Именно эти посты указаны на схеме.
Теперь посвятим несколько минут тому, чтобы рассмотреть тот метод, которым пользовалась в своей работе группа. Во многих отношениях германские военные руководители функционировали таким же образом, как это происходило в военных организациях других стран. Генеральные планы всегда разрабатывались высшими офицерами штаба и их помощниками в сотрудничестве с фронтовыми генералами или адмиралами, которым поручалась реализация этих планов. Решение о проведении соответствующих кампаний, таким образом, выносилось высшим руководством, и понятно, что принятие такого решения включало в себя и политические, и дипломатические вопросы точно так же, как и чисто военные соображения. Когда уже было принято, например, решение о нападении на Польшу, высшие офицеры штаба в Берлине и их помощники разрабатывали генеральные военные планы кампании. Эти генеральные планы передавались командующим группами армий и армиями. Командующие должны были нести ответственность за проведение самой кампании. Затем следовала консультация между высшими начальниками, руководившими боевыми операциями, и высшими офицерами штаба ОКВ и ОКХ для того, чтобы усовершенствовать и отработать планы.
Таким образом, в задачу этой группы входил обмен идеями и соображениями между высшими офицерами штаба ОКВ и ОКХ и командующими, руководившими боевыми действиями, как это описано в показаниях фельдмаршала Браухича. Это показание от 7 ноября 1945 г. (USA-535, PS-3706):
«В 1939 году, в апреле я был инструктирован Гитлером о том, что нужно начать военные приготовления к возможной кампании против Польши. Немедленно началась работа по подготовке оперативных и передислокационных планов. Затем они были представлены Гитлеру и одобрены им после того, как были внесены те изменения, которые он хотел. После того как оперативные и передислокационные приказы были даны двум командующим группами армий и пяти командующим армиями, имели место совещания с ними относительно деталей для того, чтобы услышать от них их пожелания и соображения. После начала войны я продолжал эту политику и продолжал держать тесный и постоянный контакт с командующими группами армий и командующими армиями посредством личных посещений их штабов, так же как и посредством телефонной, телеграфной и радиосвязи. Таким образом, я был с ними связан и получал их советы и соображения в течение проведения военных операций. В самом деле, это была принятая политика и обычная практика для главнокомандующих — консультация с подчиненными командующими и поддержка постоянного обмена мнениями с ними.
Главнокомандующий сухопутными войсками и его начальник генерального штаба имели связь с группами армий и через них, а также непосредственно — с армиями через группы армий или имели связь по вопросам стратегии и тактики; непосредственно с армиями они связывались по вопросам снабжения и управления территориями, оккупированными этими армиями. Группа армий не имела территориальной юрисдикции. У нее был относительно небольшой штаб, который был связан только с военными операциями. Всеми территориальными вопросами занимался главнокомандующий сухопутными войсками, который и осуществлял юрисдикцию, а не группа армий».
Подписано фон Браухичем.
Дальше идет.
«Дополнение к показанию от 7 ноября 1945 г.:
Когда Гитлер принимал решение поддержать реализацию своих политических целей военным нажимом или привлечением военной силы, главнокомандующий сухопутными войсками, если он вообще был вовлечен в это, прежде всего получал соответствующие устные разъяснения или приказы. Оперативные и передислокационные планы затем разрабатывались в ОКХ. После того как эти планы были представлены Гитлеру, обычно устно, и были одобрены им, следовал письменный приказ ОКВ к трем видам вооруженных сил. В то же время ОКХ начинало передавать оперативные и передислокационные планы группам армий и армиям, связанным с этой операцией.
Затем оперативные и передислокационные планы детально обсуждались в ОКХ с командующими группами армий и армий и начальниками их штабов. В течение операций главнокомандующий сухопутными войсками поддерживал постоянный обмен мнениями с командующими группами армий, армиями, а также с более мелкими соединениями, посещая их лично.
Во время войны против России командующие группами армий или армиями неоднократно вызывались Гитлером для консультации. Приказы по всем оперативным вопросам шли от ОКХ к группам армий, а по всем вопросам, касающимся снабжения и территориальной юрисдикции, — от ОКХ непосредственно к армиям».
Подписано фон Браухичем.
Командующие группами армий и армиями принимали участие в планировании и руководили выполнением этих планов, как это отражено в письменных показаниях. Командующие осуществляли также и общую исполнительную власть в тех областях, где действовали их группы армий или армии. В этой связи я прошу суд обратить внимание на документ PS-447, который уже был представлен как доказательство под номером USA-135. Это директива от 13 марта 1941 г., подписанная Кейтелем и изданная верховным командованием вооруженных сил. Директива устанавливает различные правила по проведению операций против Советского Союза, которые фактически начались несколько месяцев позднее — 22 июня. В самом документе под цифрой 1 трибунал найдет абзац, озаглавленный «Область операции и исполнительной власти» (Vollziehende Gewalt), второй абзац перевода, первая страница. Там говорится следующее:
«Не предполагается объявить Восточную Пруссию и Генерал-губернаторство областью операций. Однако в соответствии с неопубликованными указаниями фюрера от 19 и 21 октября 1939 г. главнокомандующий сухопутными войсками должен быть уполномочен принимать все необходимые меры для проведения в жизнь его военных целей и для обеспечения его войск. Он может передать свою власть командующим группами армий и армиями. Приказы такого рода должны иметь приоритет по отношению ко всем другим обязательствам и должны проходить прежде всех приказов, изданных гражданскими властями».
Следовательно, господа судьи, исполнительная власть, имеющая приоритет по отношению к гражданским учреждениям, возлагалась на главнокомандующего сухопутными войсками с правом передачи ее командующим группами армий и армиями, то есть группе, определенной в обвинительном заключении.
Четвертый абзац на первой странице того же документа гласит:
«Область операций, возникающая вследствие продвижения армий за границы Рейха и соседних стран, должна быть, по возможности, ограничена при продвижении в глубь страны. Главнокомандующий сухопутными войсками имеет право осуществлять исполнительную власть в этой области и может передавать эту власть командующим группами армий и армиями».