Музей и мемориал в Собиборе

После окончания Второй мировой войны Собибор и его история были забыты почти на 20 лет. Первые инициативы по увековечиванию памяти о месте уничтожения Собибор были предприняты только в первой половине 1960-х годов. Это было связано с процессами над нацистскими палачами в Хагене (Германия) и Краснодаре (тогдашний СССР).
Автором концепции оригинального памятного мероприятия был инженер Ромуальд Дылевский. Наиболее важными элементами проекта были памятник (автор Мечислав Вельтер), изображающий женщину с ребенком у колонны, отсылающей к газовым камерам, и символический курган на месте кладбища, где сжигали и хоронили тела убитых. Церемония открытия памятника, организованная воеводским комитетом по охране памятников борьбы и мученичества в Люблине, состоялась 27 июня 1965 года. Тогдашняя форма поминовения не полностью отражала правду об этом месте, поскольку мемориальная доска гласила, что в лагере погибло около 250 000 советских военнопленных.

В 1993 году, к 50-летию начала восстания в Собиборе, был создан Музей бывшего лагеря смерти как филиал Музея озерного края Лечна-Влодава. На церемониях присутствовала большая группа бывших заключенных. Тогда же была открыта новая мемориальная доска с информацией об уничтожении 250 000 евреев на нескольких языках.

В 2003 году на территории бывшего лагеря по инициативе общественных организаций Bildungswerk Stanislaw Hantz из Касселя (Германия), Stichting Sobibor (Нидерланды) и Sobibór Commemoration Association (Польша) была создана новая форма поминовения — «Аллея памяти». На символических камнях, установленных здесь, написаны имена людей, убитых в Собиборе, и отмечены конкретные группы жертв (например, евреи из Хелма, Влодавы или Избицы).

В мае 2012 г. Музей бывшего лагеря смерти в Собиборе стал филиалом Государственного музея на Майданеке. Музей на Майданеке инициировал разработку новой архитектурной и ландшафтной формы памяти о бывшем лагере смерти в Собиборе. Проект должен был сохранить планировку мемориального места 1965 года. Члены Руководящего комитета в составе Польши, Нидерландов, Словакии и Израиля отвечают за концепцию нового музея и мемориального объекта в Собиборе.

Новый проект был выбран в ходе международного конкурса на архитектурно-художественную концепцию мемориального объекта. Он был разработан командой архитекторов в составе: Марцин Урбанек, Петр Михалевич, Лукаш Мешковски и Матеуш Таньски.

В июле 2017 года были завершены работы по охране поляны, на которой находятся братские могилы с прахом жертв. Достойная память, защита и надлежащая охрана этого места — самая важная часть концепции создания нового музея. Расчистка была покрыта слоями геотекстиля и белого мраморного щебня.

Следующим этапом стало строительство здания музея и мемориального комплекса в Собиборе. Его форма вписывается в пространство, оставшееся от бывшего немецкого лагеря уничтожения. Он состоит из застекленного выставочного зала, где расположена основная экспозиция, и многофункционального помещения, предназначенного для проведения учебных занятий, лекций и семинаров. Здесь же находится зона обслуживания посетителей, а также офисные помещения для персонала.

В октябре 2020 года открыта постоянная выставка «SS-Sonderkommando Sobibor. Немецкий лагерь уничтожения 1942–1943». За сценарий выставки отвечали историки Государственного музея на Майданеке: Томаш Кранц, доктор философии, Дариуш Либионка, доктор философии, и Кшиштоф Банах. Выставка состоит из 16 тематических панелей и представляет историю лагеря смерти в Собиборе, включая судьбы отдельных жертв в широком контексте деятельности нацистского аппарата по уничтожению евреев в Польше и Европе. Иконографические материалы включают почти сто фотографий и документов. Центральную часть выставочного пространства занимает двадцатипятиметровая витрина, содержащая 700 предметов, обнаруженных в ходе археологических исследований, которые ведутся с 2000 года. В основном это личные вещи, принадлежащие жертвам: ювелирные изделия, ключи, очки, фрагменты одежды, письменные принадлежности. Большинство из них остаются анонимными. Постоянная экспозиция отличается разнообразием используемых средств. Она включает как аналоговые, так и мультимедийные формы, которые призваны побудить зрителя к исследованию, созерцанию и интерпретации исторического объекта.

Строительство музея и мемориального комплекса в Собиборе финансировалось за счет гранта Министерства культуры и национального наследия, в то время как расходы на выставку были покрыты Государственным музеем на Майданеке из средств, пожертвованных Федеративной Республикой Германия.

В настоящее время ведутся работы по обнажению контуров газовых камер и реконструкции скульптуры-памятника, новое местоположение которого должно донести до посетителей трагедию 180 000 жертв.

Базы данных

Ключевые преступники

Доп. материал