Массовые злодеяния: ФСБ опубликовала документы о преступлениях немецкой разведки на территории СССР
ФСБ опубликовала документы о преступлениях подразделения «Бранденбург-800»
06.12.2024 — RT на русском
ФСБ обнародовала архивные документы о преступлениях соединения германской военной разведки «Бранденбург-800» на территории СССР в годы Великой Отечественной войны. Это подразделение активно участвовало в карательных акциях против партизан и мирного населения. По словам историков, эти данные представляют особую ценность, поскольку документальных свидетельств о деятельности «Бранденбурга-800» в СССР в открытом доступе имеется не так много.
Центр общественных связей (ЦОС) ФСБ России разместил на своём сайте в разделе «История» ранее не публиковавшиеся архивные документы о преступлениях подразделения германской военной разведки «Бранденбург-800» на территории СССР.

Среди обнародованных материалов — донесения Смерша и допросы немецких военнопленных.

Саботаж и диверсии

Напомним, соединение «Бранденбург-800» (нем. Lehr-Regiment Brandenburg z. b. V. 800) было образовано в 1939 году и впоследствии стало одним из самых известных спецподразделений времён Второй мировой войны.

Изначально «Бранденбург» представлял собой строительно-учебную роту особого назначения. По словам историка спецслужб, эксперта Национального центра исторической памяти при президенте РФ Олега Матвеева, с помощью формулировки «строительно-учебный» немцы старались закамуфлировать подлинные цели подразделения.

В задачи «бранденбуржцев» входили захват важных стратегических объектов в тылу противника, диверсионные операции, ведение разведки, пленение языков и выполнение других спецзаданий.

Немецкое командование высоко оценило результативность «Бранденбурга» в ходе нападения на Польшу в 1939 году, после чего соединение было решено расширить, говорит Олег Матвеев. К лету 1940 года «Бранденбург» был развёрнут в одноимённый 800-й полк особого назначения, подчинявшийся управлению «Абвер II» (Amt Ausland / Abwehr II), которое занималось саботажем и диверсиями.

В начале апреля 1943-го на базе полка была создана дивизия, которую затем переподчинили верховному командованию сухопутных войск. На завершающем этапе Второй мировой войны, в сентябре 1944 года, подразделение было переформировано в моторизованную дивизию (Panzer-Grenadier-Division Brandenburg).

«Бранденбург» комплектовался этническими немцами, знающими иностранные языки и имевшими хорошую физическую подготовку. Кроме того, по сведениям советской контрразведки, в нём служили также бывшие члены РККА «из числа изменников Родины».

Помимо захвата Польши, участники подразделения были задействованы нацистским командованием во Французской кампании, в Бельгийской операции и во вторжении в Советский Союз.

Из диверсантов в каратели

В ходе нападения на СССР «бранденбуржцы» брали под контроль стратегические объекты (мосты, заводы и железнодорожные станции) и удерживали их до подхода основных сил. Например, в 1941 году они захватили мосты вблизи Бреста, Бульково и Кобрина, а также аэродром в Барановичах.

При проведении различных операций военнослужащие «Бранденбурга» нередко действовали под видом подразделений частей РККА — они снабжались формой, документами и оружием советского образца.

Как отмечает Олег Матвеев, в период отступления немцев «Бранденбург» уже во многом утратил статус элитного подразделения и выполнял задачи войсковой разведки, охранял тыловые районы и занимался уничтожением коммуникаций и других объектов.

Кроме того, «бранденбуржцы» наравне с охранной полицией и эсэсовскими айнзацгруппами привлекались к карательным операциям против партизан и мирного населения, говорят историки.

«Изначально «Бранденбург» предназначался для специальных задач, но затем «бранденбуржцы» стали костяком для формирования местных репрессивных структур Третьего рейха, в том числе для вспомогательных полицейских батальонов, которые и занимались карательными операциями», — отметил в беседе с RT главный специалист Национального центра исторической памяти при Президенте Российской Федерации Дмитрий Суржик.

«Сжигать все населённые пункты»

Советские спецслужбы скрупулёзно собирали сведения о деятельности «бранденбуржцев», об их структуре, о тактике действий и командном составе.

Так, 14 июня 1944 года начальник отдела контрразведки (ОКР) Смерш 61-й армии полковник В.И. Бударев направил докладную записку главе Управления контрразведки (УКР) Смерш 1-го Белорусского фронта генерал-лейтенанту А.А. Вадису «О частях немецкого полка «Бранденбург-800», действующих перед фронтом 61-й армии».

В документе приводятся, в частности, показания двух немецких военнопленных — фельдфебеля Губерта Керстгеса и обер-ефрейтора Генриха Коха. На допросах они рассказали о преступлениях «Бранденбурга» на территории СССР.

Так, согласно их показаниям, в августе 1942 года 12-я рота получила приказ направиться в район посёлка городского типа Суража, чтобы разбить партизан в деревне Малое Ковалёво. Мирное население при этом было приказано этапировать к коменданту города, а саму деревню — уничтожить.

«Приказ был выполнен с немецкой точностью. В результате его выполнения солдатами и офицерами 12-й роты были расстреляны 30 человек гражданского населения, среди которых были женщины, старики и дети», — докладывал Бударев.

В период с 18 октября по 20 ноября 1943 года в районе Бобруйск — Быхов — Рогачёв по приказу управления тыла немецкой 9-й армии силами охранных частей была проведена «большая карательная экспедиция против партизан», в которой принимал участие 3-й батальон 3-го полка дивизии «Бранденбург» под командованием подполковника Франца Якоби.

«До каждого солдата был доведён приказ командира батальона: сжигать все населённые пункты этого района, а гражданское население, встречавшееся в лесах, без различия возраста расстреливать на месте. Перепуганное население покидало свои жилища и уходило в лес, где массами истреблялось карателями... По неполным данным, 3-м батальоном дивизии «Бранденбург» только в районе деревни Чечевичи были сожжены около восьми деревень и расстреляны свыше 200 советских граждан», — писал Бударев.

Истребление советского населения немцами сопровождалось грабежом, констатируется в докладе Смерша.

Другой случай произошёл 31 декабря 1943 года в районе Бобруйска. Прочёсывая лес неподалёку от деревни Поляна, 2-й взвод 9-й роты обнаружил лагерь с гражданским населением из окрестных селений. В результате карательный отряд нацистов убил около 25 находившихся там человек.

Аналогичные акции были предприняты немцами и в 1944 году. Так, из показаний Керстгеса следует, что 29–30 апреля командование 3-го батальона 3-го Бранденбургского полка отдало приказ 1-му взводу 9-й роты «стереть с полевой карты» деревню Повчень, расположенную северо-западнее города Турова.

«Деревня Повчень была окружена солдатами, население её было собрано в два больших дома. После этого Керстгес лично в одном из указанных домов расстрелял около 50 человек местных жителей, среди которых были женщины, старики и дети. Дом с трупами был им подожжён», — говорится в докладе Бударева.

Остальные жители Повчени были также убиты, а их имущество разграблено. Саму деревню нацисты сожгли.

«Они не щадили никого»

По словам Олега Матвеева, документы ФСБ РФ доказывают факт совершения подразделением «Бранденбург-800» массовых злодеяний в отношении советского населения.

«Они не щадили никого: ни стариков, ни женщин, ни детей... Это то, что у нас сейчас называют преступлением без срока давности», — подчеркнул историк в беседе с RT.

При этом опубликованные ЦОС ФСБ документы представляют особую ценность, поскольку деятельность «Бранденбурга» на территории СССР изучена слабо, добавил он.

«Если обратиться к интернету, размещённым там исследованиям, то, действительно, полк и дивизия «Бранденбург» уличаются в военных преступлениях, но все эти военные преступления привязаны к Балканам, к борьбе с югославскими партизанами. О преступлениях на советской территории информации практически нет. Эти документы дают нам абсолютно новые знания о том, где конкретно, в каких населённых пунктах осуществляли свои злодеяния военнослужащие конкретного батальона дивизии «Бранденбург», — говорит Матвеев.

«Безусловно, любые документы, которые сейчас публикуются, позволяют расширить наши знания. Наука должна пополняться новыми сведениями и данными. В частности, такие материалы дают нам возможность ещё раз убедиться в лживости мифа о том, что вермахт и «Бранденбург» якобы не использовались для карательных операций», — заключил историк.