Александр Звягинцев: В известной мере это дань истории — за все 75 лет у нас не было полноформатной театральной постановки о событии, поставившем последнюю точку во Второй мировой войне. Я бы назвал его Нюрнбергским эндшпилем.
Задумка постановки — в художественно-достоверной форме показать роль нашего государства в этой последней схватке с фашизмом, выверенно и, главное, исторически добросовестно расставить акценты в изображении событий, которые сейчас особенно часто подвергаются ревизии.
Нюрнбергский процесс во многом сформировал архитектуру послевоенного мира и принципы отношений между государствами. Сегодня, когда признанные итоги Второй мировой войны некоторые невежественные, бессовестные деятели и политиканствующие историки пытаются пересмотреть и обвинить в ее разжигании нашу Родину, особенно важно вспомнить об уроках Нюрнберга. Ведь тогда трибунал не только осудил агрессора, но и юридически четко дал его определение на все времена.
Александр Звягинцев: Этот тезис был главным в защите военных преступников на судебном процессе. Они все дружно делегировали свою вину «наверх», Гитлеру. Организаторам Суда народов важно было доказать, что это не месть победителей, а справедливое воздаяние тем, кто совершал преступления против мира и человечества.
Мало кто сегодня знает, что процесс мог пойти не так, как предполагали союзники-победители. Например, Герман Геринг, второй человек в рейхе, и другие соучастники яростно отвергали все обвинения. А самое главное, отрицали, что Германия вела подготовку к войне против Советского Союза
По их версии, военные действия в июне 1941 года должны были лишь упредить агрессию Сталина. Кстати, те же самые аргументы используют сегодня западные пропагандисты и наши доморощенные ниспровергатели.
Александр Звягинцев: Переломным моментом процесса стали свидетельские показания фельдмаршала Паулюса, который рассказал о плане «Барбаросса», задолго определившем сроки нападения на СССР.
Многие обвиняемые даже не подозревали, что попавший в плен под Сталинградом Паулюс был жив. И уж тем более никто не мог предположить, что советская сторона рискнет привезти фельдмаршала в американскую оккупационную зону, где шел судебный процесс.
В моем распоряжении оказались уникальные документы, раскрывающие подробности этой операции. Ответственность за ее успех или провал Сталин возложил на исполнителей операции. Никто не мог гарантировать, что, оказавшись перед лицом судей и своих бывших сподвижников, Паулюс повторит показания, сделанные в плену.
Риск был огромен. Но Паулюс разрушил всю систему защиты Геринга и других военных преступников. И таких драматических моментов в ходе процесса было немало.
Александр Звягинцев: Спектакль об уникальном и драматично протекавшем процессе должен быть спектаклем «Большого стиля» — такова принципиальная позиция театра. На фоне декораций, воспроизводящих сумрачные интерьеры знаменитого «зала 600» нюрнбергского Дворца правосудия, разворачивается трагическая любовь русского разведчика и белоэмигрантки-переводчицы из Франции. «Четвертая стена» между происходящим на сцене и залом окажется стертой. Гости театра, как когда-то зрители Нюрнбергского процесса, станут соучастниками исторического судебного процесса и свидетелями захватывающей любовной истории.
Александр Звягинцев: Участники события — советский офицер и русская княжна из Франции. На Главном процессе человечества впервые после революции 1917 года встретились две России. Родные по языку, по крови люди, они принадлежат разным лагерям: он, прошедший горнило войны, вырос в Стране Советов, она — дочь русских аристократов-эмигрантов, воспитанная в традициях дореволюционной российской культуры. Носители разных «культурных кодов» выражают свои взгляды в дискуссиях о политике, об искусстве, о музыке Вагнера — любимом композиторе Гитлера. Как относиться к этой музыке и шире — к вершинам европейской культуры?
Александр Звягинцев: У Вагнера есть опера «Нюрнбергские мейстерзингеры». Ее сюжет — это соревнование певцов, что очень символично. В нашем спектакле представители России «красной» и России «белой», которые весь двадцатый век не могли найти дороги к примирению, проходят все стадии отношений — от взаимной неприязни к первому интересу и легкой симпатии, а затем к глубокому и сильному чувству.
Оба понимают: их любовь безнадежна, они принадлежат разным мирам, и есть силы, которые не допустят, чтобы влюбленные оставались вместе. Но их ребенок, о котором мы узнаем в самом финале пьесы, вероятно, сможет когда-нибудь разрешить противоречия, казавшиеся непримиримыми, и мечта о едином Русском мире перестанет быть просто мечтой.
Александр Звягинцев: Мы надеемся, что премьера станет важным звеном в культурных и общественных событиях сезона. А оценку спектаклю дадут зрители.