«Помнишь, Алеша, какой здесь был ад? Как нас давили фашистские танки — нас с комбатом в окопе засыпало землей. Как шли по краю траншеи и хоронили нашего брата, но нас откопали ребята, и, как видишь, еще спустя 40 лет мы встретились на Днепре», — говорится в одном из писем.
Алексей Скурлатов, прокладывавший связь от Софии до Пловдива во время освобождения Болгарии, на память об этом подарил своему другу Методи Витанову собственную фотокарточку. Он вспомнил о ней, когда в Болгарии решили отблагодарить советского солдата и показал ее архитектору, выигравшему проект. Потом родилась и песня, которая стала официальным гимном Пловдива.
«Самое страшное, самое обидное, что за то, что они живут 70 лет в мире, погибло столько-то Алеш. Какие мы оккупанты, с чего вдруг это все так перевернули», — говорит Нелли Куйрукова, дочь Алексея Скурлатова — прототипа памятника «Алеша» в Болгарии.
Попытки сноса «Алеши», который по монументальности сравнивают с памятником воину-освободителю в берлинском Трептов-парке, как символа советской оккупации уже были трижды с конца 1980-х. Но каждый раз на защиту советского солдата, державшего в руке направленный к земле знаменитый ППШ — пистолет-пулемет Шпагина, вставали сами же представители болгарских общественных организаций.
Так произошло и сегодня, когда горсовет Пловдива должен был провести заседание по этому вопросу. Причем акцию протеста начали ранним утром.
«Место памятника на холме! Алеша — это символ нашего города! Алеша — это символ борьбы с нацизмом, это память о всех, кто погиб сражаясь за страну!», — говорит одна из митингующих.
В итоге — под напором протестов — проведение заседания было решено отложить и вынести этот вопрос на всенародное обсуждение. Дата проведения референдума пока не определена.