Болгарские политики воюют против «Алеши»
Отчаянную войну против безмолвного богатыря Алеши продолжает уже второе поколение болгарских политиков. Прежние попытки успехом не увенчались: снести памятник советскому воину-освободителю не дали местные ветераны и простые жители города Пловдива. Очередной законодательный блицкриг нынешние депутаты-радикалы собирались устроить на заседании муниципального совета. Анонсирующую пресс-конференцию провели под лестницей.
«Мы рассматриваем памятник как нечто, не имеющее прямого отношения к болгарской истории, напоминающее о сложном для болгарского народа периоде. Поэтому его место должно быть пересмотрено», — заявил депутат партии «Демократы за сильную Болгарию» Владимир Славенский.
«Сложным периодом» в истории Болгарии господин Славенский деликатно называет союз с гитлеровской Германией. Простые граждане взгляды правительства тогда не разделяли: во время освобождения страны в 1944-м советские войска встречали с благодарностью и цветами. Впрочем, об этом в современной Европе вспоминать тоже не принято.
«Когда Советский Союз голодал и направлял Болгарии огромную помощь после окончания ВОВ, без нас бы Болгария не выжила. Несмотря на то, что обычные болгары продолжают относиться неплохо, очень хорошо даже к России, вся работа всегда же ведется с элитой. Элита настроена антирусски, это следование в общем тренде», — отметил учёный секретарь Музея Победы Виктор Сеничкин.
Какая судьба ждет знаменитый монумент
Среди тех, кто участвовал в освобождении Софии, был и простой сибирский парень Алексей Скурлатов. Именно он стал прообразом легендарного монумента «Алеша» на холме Освободителей. Ветерана не стало в 2013-м, но в родном селе Налобиха Алтайского края память о нем бережно хранят до сих пор. А вот на происходящее в Болгарии смотрят с грустью, но без удивления. Родная дочь героя признается: уже привыкли видеть, как на Западе торгуют исторической памятью.
«Очень жаль, что рушится болгаро-советская дружба, веками цементировалась, веками мы были братьями», — говорит дочь Алексея Скурлатова Нелли Куйрукова.
Теперь вчерашние братья готовы выселить «Алешу» из центра Пловдива: монумент предлагают демонтировать, расчленить и сослать в музей социалистического искусства. Местная коалиция по поводу такой идеи пока высказывается осторожно, правда, главным образом из-за цены вопроса.
«Мы предложили провести юридический и правовой анализ, чтобы увидеть технические возможности перемещения памятника, чтобы понять, сколько это будет стоить», — заявил представитель местной коалиции «Объединение Пловдива» Стефан Послийский.
«Символ времени, символ жертвы»
Но вирус русофобии заразил еще не всех политиков. С резкой критикой переноса Алеши выступил бывший министр внутренних дел, а ныне лидер одной из крупнейших партий Болгарии.
«Попытки переписать историю предпринимаются уже 33 года. Призывы группы людей, которые никогда в жизни ничего не строили, заключаются в том, чтобы постоянно сносить и разрушать», — сказал бывший министр Внутренних дел Болгарии, председатель левоцентристской партии Румен Петков.
Голоса «против» неожиданно раздались даже в партии демократов. Хотя именно ее сторонникам так нравится называть освобождение страны от нацистов советской оккупацией.
«Место Алеши там, где он сейчас. Я против переноса памятника. Это символ времени, символ жертвы, символ достойного участия во Второй мировой войне. Давайте не будем забывать, что более 400 тысяч болгарских солдат участвовали в Красной армии, более 20 тысяч жертв пали на фронтах Второй мировой войны», — отметил общественный советник от партии «Демократы за сильную Болгарию» Калин Милчев.
Пауза в конфликте
На этом фоне мэр Пловдива принял компромиссное решение: временно снять вопрос о переносе монумента с повестки городского совета.
«Вчера на прогулке в старом Пловдиве я встретился с торговцами, которые пришли из Благоевграда. Они сказали, что памятника — это пример того, как разные национальности живут в одном месте. На мой взгляд, нам нужно решать в первую очередь более насущные вопросы, будь то чистота, пробки, транспорт или образование», — рассказал мэр Пловдива Констадин Димитров.
Впрочем, как уже не раз доказывали европейские политики, бороться с советскими памятниками гораздо проще и выгоднее, чем решать насущные проблемы. И эта пауза в конфликте, скорее всего, окажется не последней. Окончательное решение о судьбе монумента будет принято после проведения референдума среди жителей Пловдива.