«Трофейные документы, протоколы допросов и собственноручные показания солдат, офицеров и вольнонаемных японской армии свидетельствуют о наличии в Маньчжурии в непосредственной близости от границ Советского Союза разветвленной базы по производству бактериологического оружия и планах по его использованию против СССР и других стран, а также о фактах его применения, в том числе испытаниях на живых людях», — отметили в ФСБ.
Документы так называемого Нюрнберга на Амуре будут впервые показаны широкой публике на историко-документальной выставке «Дальневосточный Нюрнберг — документальная летопись Хабаровского процесса», проходящей в Доме официальных приемов правительства Хабаровского края.
Хабаровской процесс
Состоявшийся 25–30 декабря 1949 года в Хабаровске открытый судебный процесс Военного трибунала Приморского военного округа над двенадцатью бывшими японскими военными, служившими в Квантунской армии, в том числе пятью генералами, стал выражением принципиальной позиции Советского Союза по отношению к бактериологической угрозе и осуждением преступлений против человечности, которые не были учтены Токийским трибуналом, проходившим с 3 мая 1946 года по 12 ноября 1948 года.
«Несмотря на то, что Хабаровский процесс носил открытый характер и его материалы публиковались в СМИ, значительная часть документов до сего дня не была доступна исследователям», — отметили в ЦОС ФСБ. Собранные в ходе следственных действий, подготовки и проведения Хабаровского процесса материалы хранились в архивах, доступ к которым до этого года был ограничен.
«Отобранные для выставки документы безапелляционно свидетельствуют о нарушении Японией договора с Советским Союзом о взаимном нейтралитете и подготовке японскими милитаристами войны на Дальнем Востоке», — отметили в ЦОС. Показания членов командования Квантунской армии (бывшего главнокомандующего Квантунской армии генерала Ямада Отодзоо, генерал-лейтенанта медицинской службы Кадзицука Рюдзи, генерал-майора медицинской службы Кавасима Киоси и других) раскрывают правду о планируемых и уже свершившихся преступлениях против мира и человечности со стороны милитаристской Японии.
Широкой общественности также впервые будут представлены документальные материалы о расположенном недалеко от Харбина лагере для русских «Хогоин» (в переводе на русский язык «Приют»), откуда пленников направляли в качестве подопытных в созданные на территории Маньчжурии японские военные подразделения (отряды под номерами 731 и 100), занимавшиеся подготовкой бактериологической и химической войны.