Залогом успеха освобождения Николаева стала уникальная операция советского командования — в тыл противника был переброшен отряд десантников старшего лейтенанта Константина Ольшанского. Отряд смог перерезать коммуникации противника и, удерживая в течение нескольких дней свои позиции, отвлек фашистские силы с фронта.
«Отряд в 0:00 часов 26 марта высадился на берег, не обнаружив себя. В течение двух суток отряд героически дрался с немецко-фашистскими захватчиками. Противник стянул до полка пехоты, артиллерию, минометы, огнеметы и начал штурм, но герои-моряки продолжали неравную борьбу. Они отбили 18 атак врага, уничтожили до 700 солдат и офицеров, облегчили тем самым успешное наступление Красной армии и взятие города Николаев», — отмечается в архивных документах.
Согласно информации Минобороны РФ, для проведения этой операции вызвались 55 добровольцев из 384-го отдельного батальона морской пехоты. В отряд также вошли 10 саперов, два связиста и проводник из числа местных рыбаков.
«Все бойцы морской пехоты, участвовавшие в задании, были удостоены звания Героя Советского Союза. Большинство из них — посмертно», — отметили в военном ведомстве.
В новом разделе опубликован подробный отчет о боевых действиях батальона морской пехоты по освобождению Николаева, приказы штаба, схемы боевых действий отряда, а также акт расследования героического подвига десантников. Согласно акту расследования, в самый тяжелый момент моряки дали клятву сражаться до последнего.
«Большинство личного состава погибло и было выведено из строя. Остатки героически сражавшихся десантников в самые критические минуты, когда им было предложено сдаться в плен, подписали клятву: «Мы бойцы и офицеры-моряки отряда тов. Ольшанского клянемся перед Родиной, что за нашу столицу г. Николаев будем драться до последней капли крови, не жалея жизни», — говорится в документе.
В Николаеве на пересечении Адмиральской и Советской (ныне Соборной) улиц было обустроено воинское захоронение — сквер Десантников. В честь подвига моряков-десантников над их могилой был установлен памятник со стелой и звездой Героя Советского Союза, перед которыми горит вечный огонь. В сквере похоронены моряки-десантники, а также проводник отряда из местных рыбаков. За их беспримерное мужество все они были удостоены звания Героя Советского Союза.
Кроме этой могилы в Николаеве находятся другие воинские захоронения освободителей города. Крупнейшее из них расположено на старом городском кладбище на улице Степовой. Здесь похоронено 1 250 бойцов и командиров Красной армии. Само воинское захоронение состоит из четырех братских могил с установленными именными плитами.
На этой же улице был обустроен курган Славы, посвященный подпольщикам города Николаева. Согласно архивным документам, там похоронено 128 советских граждан, отдавших жизни в борьбе с фашистскими оккупантами. Еще один мемориальный комплекс находится на улице Сергея Цветка (ранее — Тухачевского), где нашли свой покой останки 151 советского военнослужащего.
Согласно имеющимся документам и свидетельствам жителей города тех лет, во время оккупации гитлеровцы не щадили никого: ни детей, ни стариков. Тех, кто был способен работать, угоняли в рабство и созданные прямо в Николаевской области концлагеря.
Так, в бывшем морском госпитале немцы устроили концлагерь, куда сгонялись пленные красноармейцы, городские жители и эвакуированные из других городов граждане. В районе морского госпиталя затем было обнаружено около 5 тыс. трупов. В районе аэродрома за Ингульским мостом также было место массовых расстрелов. За два с половиной года оккупации немцы расстреляли здесь около 25 тыс. советских людей.
«Всего за время оккупации нацисты уничтожили в области не менее 75 тыс. мирных жителей и более 30 тыс. военнопленных, при этом население самого Николаева сократилось втрое», — отметил в Минобороны РФ.
В опубликованных документах рассказывается, что за три месяца до ухода гитлеровцы пытались замести следы своих преступлений. Они стали отрывать могилы и вытаскивать трупы, после чего обливали их мазутом и жгли.
Значительная часть раздела посвящена материалам о наградах советских воинов и подвигах, которые были совершены при освобождении Николаева.
Так, пример храбрости и мужества продемонстрировал красноармеец Николай Карасев, который в 10 км северо-восточнее Николаева под минометным огнем снял 102 штуки противотанковых мин противника, освободив путь для наступающей пехоты 905-го стрелкового полка. А рядовой гвардии Федор Крахмальный в бою за город Николаев 27 марта 1944 года под ураганным огнем противника выходил на линию связи и за день боя устранил 41 прорыв на линии. Своими смелыми и решительными действиями он обеспечил бесперебойную связь и управление полем боя.
Стремительная операция по освобождению Николаева Основной удар по фашистским позициям во время освобождения Николаева наносился с восточного направления в полосе наступления 5-й ударной армии. С юго-востока продвигалась 28-я армия, командование которой стало инициатором десантной операции отряда Ольшанского. С северного направления содействие этим объединениям оказывала часть сил 6-й армии.
«От начала Одесской операции и до полного освобождения Николаева и форсирования реки Южный Буг прошло всего два дня», — отметили в Минобороны РФ.
Стремительность этого продвижения была обусловлена применением ночных атак. Так, 28 марта в три часа ночи советские войска ворвались в город и завязали уличные бои, а уже к часу дня город был полностью очищен от немецких захватчиков.
Оборонительные системы гитлеровцев на подступах к Николаеву были хорошо подготовлены, но советские войска смогли провести операцию с малыми потерями. Так, в боевом донесении командующему войсками 5-й ударной армии от 28 марта 1944 года докладывается, что в ходе ночного штурма 37-й стрелковый корпус, на части которого пала основная тяжесть городских боев, потерял 20 человек убитыми, 59 — ранеными. При этом было уничтожено до 530 солдат и офицеров противника.
Советские летчики также проявляли мужество и героизм при освобождении Николаева. На страницах исторического формуляра 11-го гвардейского истребительного авиационного полка рассказывается про воздушный бой на подступах к городу, когда летчики-истребители прикрывали группы штурмовиков Ил-2, наносящих удар по немецким позициям на аэродроме Кульбакино. В этой воздушной схватке, «потеряв три своих машины, гвардейцы уничтожили 11 вражеских».
Освободив город, подразделения и части 37-го стрелкового корпуса приступили к наведению и поддержанию порядка. В освобожденном городе, который три года был под властью фашистских захватчиков, царили атмосфера радости и праздника.