Родзаевский, Константин Владимирович

*29.07.1907 (Благовещенск) — †30.08.1946 (Москва)

Лидер Всероссийской фашистской партии (ВФП), созданной эмигрантами в Маньчжурии; основоположник русского фашизма, один из руководителей русских эмигрантов в Маньчжурии.
Страна: Эмиграция
Последняя должность: Глава Всероссийской фашистской партии
Приговор: Смертная казнь через расстрел

Статьи 58-4; 58-6 ч. 1; 58-8; 58-9; 58-10 ч. 2; 58-11 УК РСФСР

До запрета партии в июле 1943 года Родзаевский оставался её лидером. В период японской оккупации Маньчжурии занимал должность начальника отдела в Бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурской империи. В конце октября 1945 года добровольно вернулся в СССР, где был немедленно арестован, а через год осуждён и расстрелян.

Константин Родзаевский родился 11 августа 1907 года в Благовещенске, русский. Его отец Владимир Иванович имел высшее юридическое образование (получил диплом в 1898 году по окончании обучения на юридическом факультете Киевского университета) и работал нотариусом. Мать Надежда Михайловна целиком посвятила свою жизнь воспитанию детей — Константина, его младшего брата Владимира и двух сестёр, Надежды и Нины. Родители обвенчались 14 июля 1904 года в Благовещенском кафедральном соборе.

Константин окончил школу; во время учёбы стал комсомольцем. Неожиданно для родных он бежал из СССР в Маньчжурию в 1925 году. Обстоятельства его перехода через Амур неизвестны. В 1926 году мать Родзаевского узнала, что Константин находится в Харбине, и, получив у советских властей выездную визу, поехала к нему и умоляла вернуться домой. Сын был непреклонен, и она одна вернулась домой. Эта их встреча была последней. В 1928 году отец Родзаевского и младший брат также бежали в Харбин. Надежда Михайловна и её дочери Надежда и Нина после этого были арестованы ОГПУ.

В Харбине Родзаевский поступил на юридический факультет. Там он встретился с преподававшими юридические дисциплины Георгием Гинсом и Николаем Никифоровым — националистами и антикоммунистами, которые оказали большое влияние на развитие его политических взглядов. Вступил в Российскую фашистскую организацию (РФО), затем создал и возглавил Русскую фашистскую партию. В 1928 году, перед самым выпуском, он был исключён из института за то, что возглавил демонстрацию, во время которой со здания института был сорван советский флаг. В 1929 году, когда советское влияние на институт временно ослабло из-за конфликта на КВЖД, Родзаевский быстро восстановился и по окончании вуза получил диплом юриста.

В 1929 году Константин Родзаевский женился на Лидии Малковой. Двое их детей умерли во младенчестве. В 1936 году Родзаевский развёлся с Малковой и в 1937 году женился на Неониле Ялишевой. От второго брака у Родзаевского родились сын Владимир (1943) и дочь Ольга (1938). Кроме того, в 1941 году родился сын, который умер во младенчестве.

Во время существования на оккупированной Японией территории Маньчжурии марионеточного государства Маньчжоу-го (кит. 大滿洲帝國 — «Даманьчжоу-диго» — Великая Маньчжурская империя) был назначен по протекции японцев начальником 2-го отдела (культурно-просветительского) Бюро по делам русских эмигрантов в Маньчжурии (БРЭМ). В июне 1941 года был награждён Знаком Главного бюро БРЭМ «За усердие» (1941).

В мае 1943 года Родзаевский был арестован японской военной жандармерией. У японцев появились подозрения в его связях с советскими органами госбезопасности, так как обстоятельства побега из СССР проверить было нельзя. Причины внезапного возникновения подозрений неизвестны, но Родзаевский был подвергнут усиленным допросам. Были подвергнуты допросам также несколько соратников Родзаевского по Российскому фашистскому союзу (РФС). Видимо, получив разъяснения, японцы освободили Родзаевского в июне, и он вернулся к работе в БРЭМ в качестве начальника 2-го отдела. Тем не менее Харбинская военная миссия объявила 1 июля 1943 года о ликвидации отделений РФС в Маньчжурии, Японии и Китае без каких-либо объяснений. На собрания, униформу, песни и эмблему РФС был наложен строгий запрет.

13 августа 1945 года ввиду неизбежности оккупации Маньчжоу-го советскими войсками Родзаевский покинул Харбин и перебрался в Шанхай. Балакшин пишет, что ещё в дороге Родзаевский стал сильно тосковать по оставленной семье: жене и детям, которых очень любил.

В конце войны Родзаевский вёл переговоры с НКВД СССР о возможном возвращении на родину. Родзаевский написал также письма командующему Забайкальским фронтом маршалу Малиновскому и Сталину с отречением от своих взглядов. В ответ Родзаевский получил обещания неприкосновенности и получения новой интересной работы в качестве журналиста-агитатора. Родзаевский переехал из Шанхая в Пекин и прожил три недели в здании советского посольства. Тем не менее, до последнего момента он сомневался, нужно ли возвращаться в СССР, и всё-таки решился ехать.

25 октября 1945 года Родзаевский вылетел в СССР с документами лейтенанта Красной армии. При въезде в СССР он был арестован и этапирован в Москву.

Дело Родзаевского объединили в общее с делами таких белоэмигрантов, как Г. М. Семёнов, генерал Л. Ф. Власьевский, генерал А. П. Бакшеев, И. А. Михайлов, Л. П. Охотин, князь Н. А. Ухтомский и Б. Н. Шепунов. Начавшийся 26 августа 1946 года суд широко освещался в советской прессе. Открыл его председатель Военной коллегии Верховного Суда СССР В. В. Ульрих. Родзаевского защищал адвокат Н. П. Белов. Подсудимым (за исключением Ухтомского и Михайлова, которым обвинения по 3-му и 4-му пунктам не предъявлялись) были предъявлены обвинения по шести статьям Уголовного кодекса РСФСР: 58-4[комм. 1], 58-6 ч. 1[комм. 2], 58-8[комм. 3], 58-9[комм. 4], 58-10 ч. 2[комм. 5] и 58-11[комм. 6].

Родзаевскому вменялась в вину активная антисоветская деятельность после бегства из СССР, в частности, создание «Русской фашистской организации» и руководство ею, проведение антисоветской пропаганды среди белогвардейцев, находившихся на территории Маньчжурии, составление листовок, брошюр и книг антисоветского содержания и т. п., включая активную деятельность на международной арене с созданием аналогичных организаций и групп в Маньчжурии, Китае, а также в Европе и США. Кроме этого, согласно приговору, он был причастен к подготовке нападения на СССР совместно с рядом японских генералов, организации и личном участии в ряде провокаций, проводимых японской разведкой, как повод для оккупации Маньчжурии; организовывал и готовил из числа членов РФС шпионов и террористов, используемых против СССР, был связан также с германской разведкой и использовал получаемые от немцев средства на антисоветскую работу.

Все подсудимые признали свою вину. 30 августа 1946 года в 5 часов Ульрих начал и в 5 часов 30 минут закончил зачитывать приговор. Родзаевский был приговорён к смертной казни и расстрелян в этот же день в одном из подвальных помещений здания МГБ СССР на Лубянке.