<Главная страница дня
<К списку статей
Процесс главных немецких военных преступников в Нюрнберге
Вечернее заседание 16 января
// «Известия» № 18 (8934) от 16 1 1946 г. [6]
НЮРНБЕРГ, 16 января. (ТАСС). На вечернем заседании трибунала обвинитель Ламберт заканчивает представление документов о преступлениях Мартина Бормана. Он напоминает трибуналу об изданном подсудимым декрете, по которому все военнопленные передавались из ведения гитлеровского верховного командования в распоряжение Гиммлера. Этим же декретом Борман предписывал, чтобы все коменданты лагерей военнопленных подчинялись приказам местных командиров СС.

За изданием этого декрета, говорит обвинитель, последовало усиление Гиммлером темпов уничтожения союзных военнопленных и еще более бесчеловечное обращение с ними.

Обвинитель особо останавливается на ответственности подсудимого Бормана за самосуды над союзными летчиками, совершившими вынужденную посадку на территории Германии. Именно Борман 30 мая 1944 года направил всем членам руководящего состава гитлеровской партии письмо, в котором предлагалось обеспечить полную безнаказанность германских гражданских лиц, совершивших самосуд над союзными летчиками.

Обвинитель просит трибунал принять приговоры американских судов над гитлеровскими убийцами союзных летчиков в Германии, как доказательство того, что самосуды, санкционированные подсудимым Борманом, действительно совершались.

Затем Ламберт предъявляет Борману обвинение в затяжке войны. При этом он ссылается на приказы Бормана фольксштурму продолжать безнадежное сопротивление, когда уже было очевидно, что поражение гитлеровцев в этой войне неминуемо.

Обвинитель останавливается на преступлениях Бормана против человечности. Прежде всего он говорит об участии подсудимого в насильственном вывозе рабочей силы из оккупированных районов. В частности, обвинитель указывает на протокол совещания при участии Бормана, Гиммлера и За ухе ля, на котором было решено вывезти в Германию из восточных областей 500 тыс. женщин в возрасте от 15 до 35 лет для домашних работ в Германии.

Представляемые обвинением документы уличают подсудимого Бормана в том, что он был одним из вдохновителей и организаторов безжалостной эксплуатации жителей оккупированных территорий Восточной Европы. В доказательство обвинитель напоминает трибуналу меморандум, в котором выражались взгляды подсудимого Бормана на жителей этих территорий и определялась политика Германии на оккупированных территориях. Обвинитель передает содержание высказываний Бормана по этому вопросу в следующих словах: «Славяне должны работать на нас. Если они нам не нужны, они могут умереть. Они не должны иметь возможности пользоваться немецкой медицинской помощью. Рост славянского населения нас не интересует. Образование нм не нужно. Хорошо, если они будут уметь считать до 100. Тем более полезными они будут для нас. Что же касается продовольствия, то они получат только то, что необходимо для поддержания жизни. Мы являемся господами».

Обвинитель указывает на соглашение министра юстиции с Гиммлером, заключенное по указанию Бормана. По этому соглашению все жители оккупированных территорий были подвергнуты полицейскому режиму.

Подытоживая обвинительные материалы против Бормана, Ламберт говорит:

— Мы показали, что Борман, которому было лишь 45 лет в период захвата нацистами власти в Германии. посвятил всю свою жизнь нацистскому заговору. Он руководил аппаратом нацистской партии и в этой роли использовал свою власть для проведения в жизнь преступных планов заговорщиков. Борман несет ответственность за зверское обращение с гражданами оккупированных Германией районов Восточной Европы и за истребление огромного числа людей на этих территориях. Он также использовал свою огромную власть и положение для преследования христианской церкви и духовенства. Борман активно участвовал в проведении мероприятий по преследованию евреев. Его рука нанесла огромный ущерб еврейскому народу как в Германии, так и на находившихся под ее оккупацией территориях.

В качестве начальника партийной канцелярии и секретаря «фюрера» подсудимый Борман участвовал в многочисленных военных преступлениях и преступлениях против человечности. Он ответственен за порабощение и за угон в Германию для рабского труда гражданского населения оккупированных стран.

После окончания своей речи обвинитель Ламберт представляет трибуналу лейтенанта Атертона, который приступает к предъявлению обвинения подсудимому Зейсс-Инкварту.

В начале своей речи Атертон заявляет, что он представит трибуналу лишь доказательства индивидуальной ответственности подсудимого Зейсс-Инкварта за преступления, указанные в двух разделах обвинительного заключения: «Общий план или заговор» и «Преступления против мира». Доказательства его виновности по третьему. и четвертому разделам обвинительного заключения «Военные преступления» и «Преступления против человечности», говорит Атертон, будут представлены позднее.

Переходя к представлению доказательств, обвинитель перечисляет трибуналу список постов, которые занимал Зейсс-Инкварт в гитлеровском государстве. Зейсс-Инкварт признал, говорит Атертон, что в период с 1938 по 1940 г. он успел побывать министром внутренних дел и безопасности Австрии, канцлером Австрии, имперским губернатором Австрии, членом имперского кабинета, начальником гражданского министерства Южной Польши, заместителем Франка — генерал-губернатора Польши и, наконец, с мая 1940 г. и до конца войны он бил имперским уполномоченным на оккупированных территориях Голландии. Обвинитель указывает также, что Зуйсс-Инкварт был генералом СС.

Обвинитель представляет трибуналу доказательства, состоящие главным образом из писем и заявлений самого подсудимого, из которых видно, что он стал гитлеровцем в 1931 году, то есть гораздо раньше, чем он формально вступил в партию заговорщиков. В многочисленных высказываниях Зейсс-Инкварта, цитировавшихся обвинителем, выражается рабская преданность обвиняемого Гитлеру и его клике. Напоминая трибуналу историю предательства Зейсс-Инквартом своей страны, т. е. Австрии, обвинитель ссылается на документы, ранее представленные американским обвинителем Олдерменом, который уже подробно осветил роль Зейсс-Инкварта в подготовке к захвату Австрии и в осуществлении этого захвата.

Покончив с Австрией, Зейсс-Инкварт продолжал участвовать в осуществлении агрессивных планов гитлеровских заговорщиков. Сразу же после нападения гитлеровцев на Польшу Зейсс-Инкварт назначается начальником германской администрации Южной Польши и заместителем генерал-губернатора Польши. С первых же шагов своей «деятельности» в Польше Зейсс-Инкварт потребовал от своих подчиненных, как это следует из представленных обвинением документов, не проявлять «излишней мягкости» по отношению к полякам. И эта деятельность Зейсс-Инкварта была высоко оценена палачом польского народа Франком, который после назначения Зейсс-Инкварта имперским уполномоченным оккупированных территорий Голландии говорил, что имя; Зейсс-Инкварта всегда будет занимать «почетное место» в истории генерал-губернаторства. В свою очередь Зейсс-Инкварт в ответной речи заявил, что он перенесет в Голландию «опыт», приобретенный нм под руководством Франка.

Свое обещание Зейсс-Инкварт сдержал. Заняв свой пост в Голландии, он начал безжалостное порабощение Голландии, сразу же присвоив себе высшую власть в стране. Он тотчас же наводнил ее огромным числом полицейских и эсэсовцев, подавлявших малейшие попытки сопротивления.

Обвинитель останавливается далее на. ответственности Зейсс-Инкварта за разграбление голландской собственности. Он представляет документ, из которого видно, что по приказанию Зейсс-Инкварта в Голландии производилась конфискация произведений искусства, библиотек и других культурных ценностей.

Зейсс-Инкварт с усердием выполнял задания; заговорщиков по вывозу голландских граждан в Германию для рабского труда.

Обвинитель останавливается далее на роли Зейсс-Инкварта в преследовании евреев.

В Голландии, Австрии и в других местах, говорит обвинитель, Зейсс-Инкварт был особенно жесток в обращении с евреями. Обвинитель цитирует высказывания Зейсс-Инкварта, который заявлял: «Мы будем уничтожать и избивать евреев, где только мы их встретим». Обвинитель указывает на декреты Зейсс-Инкварта, которыми он лишал голландских евреев их собственности в всяких прав.

Затем обвинитель указывает на ответственность Зейсс-Инкварта за систематический террор против населения оккупированных территорий.

Заканчивая предъявление обвинений Зейсс-Инкварту, Атертон называет его одним из самых гнусных руководителей гитлеровского заговора.

Затем представитель американского обвинения лейтенант Кемпнер приступил к представлению доказательств виновности подсудимого Фрика.

Первым действием Фрика в интересах гитлеровского заговора, говорит обвинитель, было его содействие захвату фашистами власти. Участием в ноябрьском путче 1923 года Фрик предал свое собственное баварское правительства. Цитируя официальный отчет о преступной деятельности подсудимого Фрика и других гитлеровцев, подготовленный немецким министром внутренних дел в 1930 г., Кемпнер заявляет: из этого документа следует, что Фрика можно рассматривать как одного из наиболее влиятельных лиц в гитлеровской партии.

Обвинитель обращает внимание трибунала на письменные показания бывшего государственного секретаря и начальника канцелярии Гитлера — Отто Мейсснера, данные последним в декабре прошлого года. Этот документ разоблачает тот факт, что Фрик содействовал назначению Гитлера правительственным чиновником, в результате чего последний был принят в германское гражданство. Без этих манипуляций Фрика Гитлер не имел бы возможности стать германским гражданином и выставить свою кандидатуру на пост президента государства.

— Когда Гитлер захватил власть. — продолжает обвинитель, — Фрику был предоставлен важный пост — имперского министра внутренних дел.

Вкратце останавливаясь на первостепенной важности министерства внутренних дел в гитлеровском государстве, обвинитель заявляет, что Фрик несет ответственность за установление тотального контроля над Германией и за создание предварительных условий для подготовки к агрессивной войне. Имена людей, работавших под руководством Фрика, являются символическими. Среди подчиненных Фрика обвинитель перечисляет рейхсфюрера полиции Гиммлера, имперского министра по вопросам труда Хкрля, руководителя вопросами здравоохранения в империи доктора Конти.

Деятельность Фрика, как имперского министра внутренних дел, была весьма разнообразной. Он составлял декреты, пользовался правом правительственной администрация, руководил гражданской обороной, был последним судьей по вопросам, которые касались национальной принадлежности и гражданства, пользовался также большой властью в области гражданской службы чиновников — продвижения, смещения и назначения.

Подсудимый Фрик использовал эти обширные возможности, чтобы содействовать осуществлению гитлеровского заговора. Для достижения этой цели Фрик составлял проекты декретов и подписывал законы, которые уничтожали автономные правительства и политические партии составных частей Германии. За первые два года гитлеровского режима Фрик подписал 235 законов и декретов. Обвинитель перечисляет некоторые из них: объявление вне закона всех политических партий, кроме гитлеровской; закон, обеспечивавший единство гитлеровской партии и государства; закон о том, что все государственные чиновники должны отвечать гитлеровским расовым требованиям.

Обвинитель характеризует далее полицейский террор, введенный Фриком. В частности. он зачитывает отрывок из книги, документов министерства внутренних дел, написанный заместителем подсудимого — Фунденом: «В то время как марксизм в Пруссии был сокрушен железным кулаком рейхсминистра Германа Геринга и гигантская волна пропаганды началась в связи с выборами в рейхстаг 5 марта 1933 года, доктор Фрик произвол полный захват власти во всех государствах империи. Сразу вся политическая оппозиция исчезла, сразу были уничтожены все границы».

Представитель обвинения подробно рассказывает, как это было осуществлено. Накануне пожара в рейхстаге в Германии были уничтожены все гражданские права. На следующий день вслед за пожаром рейхстага рейхстага документ об уничтожении прав был опубликован в виде декрета за подписью имперского министра внутренних, дел Фрика.

Кемпнер заявляет трибуналу, что нет смысла снова предъявлять доказательства преступной деятельности германской полиции, над которой подсудимый Фрик пользовался верховной властью. Однако обвинитель считает необходимым обратить внимание трибунала на документ относительно концентрационных лагерей и гестапо — двух полицейских институтов, которые находились под юрисдикцией Фрика. Ссылаясь на сборник переписки между имперским министерством внутренних дел и местными учреждениями, обвинитель показывает, что Фрик был тесно связан с упомянутыми полицейскими институтами. Гот факт, что подсудимый Фрик проявлял личный интерес к концентрационным лагерям, уже известен из показаний доктора Блаха, рассказавшего, на днях трибуналу о посещении Фриком лагеря в Дахау в 1943 году.

Целый раздел обвинения подсудимого Фрнка в преступной деятельности Кемпнер отводит участию Фрнка в расовых преследованиях. Обвинитель напоминает о многочисленных актах, которые были изданы Фриком против евреев, и подробно рассказывает о другой антисемитской деятельности Фрика.

Вслед за тем представитель американского обвинения докладывает суду доказательства того, что Фрик активно помогал гитлеровскому государству в его подготовке к войне. На суде снова цитируются показания американского дипломата Мессерсмита, в которых отмечается, что Фрик в числе других видных гитлеровцев откровенно говорил: «Германия будет соблюдать свои международные обязательства только постольку, поскольку они будут устраивать Германию».

— В мае 1935 года, — продолжает Кемпнер, — после того, как Фрик был назначен главным уполномоченным по администрации империи, он стал одним из трех человек, которые руководили подготовкой Германии к войне. Другими членами этого триумвирата были начальник штаба вооруженных сил и главный уполномоченный по экономике.

Фрик признал, что он занимал эту должность на основании тайного закона об обороне империи. В руках подсудимого Фрика, как главного уполномоченного по вопросам администрации, была сосредоточена огромная власть: помимо министерства внутренних дел, он руководил министерствами юстиции и просвещения, управлением по вопросам планирования и другими.

Возвращаясь к ответственности Фрика как министра внутренних дел за политику на оккупированных территориях, обвинитель говорит, что именно министерство Фрика внедряло так называемый «новый порядок» на всей территории, захваченной немецкими вооруженными силами. Лейтенант Кемпнер просит трибунал приобщить к делу подписанные Фриком декреты, которые внедряли германские законы в Австрии, Судетской области и Польском генерал-губернаторстве.

Кемпнер указывает, что Фрик повинен в систематическом умерщвлении лиц, которые рассматривались как бесполезные и ненужные для германской военной машины, в том числе умалишенные и престарелые, а также иностранные рабочие, которые уже не были в состоянии работать.

Многочисленные документы, представленные обвинителем, раскрывают страшную картину преступной деятельности подсудимого Фрика по уничтожению так называемых «физически непригодных лиц». Кемпнер приводит ряд примеров, доказывающих, что подсудимый Фрик несет личную ответственность за эти многочисленные организованные убийства.

В заключение обвинитель останавливается на ответственности Фрика за преступления, совершенные им в Богемии и Моравии с августа 1943 года до конца войны.