«В основном избивали мужчин, парней. Девушек не очень трогали, но это зависело от руководства конкретного лагеря. <...> Избивали людей за какие-то проступки, били розгами, пропущенными через тряпку с солью. Такие методы воспитания зафиксированы в документах, они реально были», — сообщила суду сотрудник Национального архива Карелии Елена Усачева.
Кроме того, свидетель Мира Костюк, дочь военного комиссара полевого госпиталя в местечке Петровский Ям Сегежского района республики, рассказала о зверствах финских диверсантов, окруживших и захвативших госпиталь в феврале 1942 года. «Финны там зверства чинили ужасные. Кому вырезали уши, кому выкалывали глаза, кому вырезали языки. А раненых, которые были в состоянии выбегать в дверь, расстреливали», — сообщила Костюк.
Во время заседания суду передали материалы белорусской Генпрокуратуры, которые были собраны совместной рабочей группой двух стран. Архивные материалы Генеральной прокуратуры Белоруссии приобщили к делу о признании действий финских оккупационных властей и армии Финляндии актом геноцида, которое рассматривает Верховный суд Карелии. В них включены воспоминания узников концентрационных лагерей, созданных Финляндией на оккупированных территориях СССР.
«В лагере царил голод. Питание, которое мы получали, было рассчитано на полное истощение и медленную смерть. <...> Люди, выполняя непосильный труд, пухли от голода, превращались в ходячих скелетов, умирали без слов и без слез», — говорится в воспоминаниях уроженки Минской области Геннадии Змушко, семья которой переселилась в Карелию перед началом Великой Отечественной войны. Девочке тогда не было и трех лет.
«Фашистским приспешником фельдмаршалом [Карлом] Маннергеймом <...> был издан специальный указ о заключении всего русскоязычного населения в концентрационные лагеря для как можно быстрейшего его уничтожения. <...> К моменту освобождения из более двух тысяч узников нашего лагеря в живых осталось немногим более 400 человек», — вспоминала Змушко.
Змушко описывала, как финские надзиратели наказывали заключенных. По ее словам, в сентябре 1943 года они избили 24 женщины за попытку найти остатки картофеля на крестьянском поле. «Среди них была моя мама. Все происходило в помещении комендатуры. Посреди комнаты стояла деревянная скамья. На нее клали жертву, которой предварительно оголяли спину. Два солдата держали несчастную за руки и ноги, а один (палач) остервенело бил ее плетками. Каждая в тот день получила по 25 ударов», — отмечается в воспоминаниях.
О похожем случае рассказывал и другой заключенный — Дмитрий Кулаков, семья которого также переселилась из Белоруссии в Карелию в 1940 году, а в январе 1942-го была помещена в концлагерь, организованный армией Финляндии.
«Женщины пытались перелезать за колючую проволоку, чтобы добыть пропитание. <...> Некоторых женщин прилюдно избивали на лавке плетьми. Также очень сильно избили плетьми на скамейке моего отца. Избивали его за то, что он подобрал замерзший кочан капусты, чтобы прокормить свою семью», — вспоминал Кулаков.
Советская Карелия подверглась нападению немецко-фашистских захватчиков и их пособников в первые дни войны. С осени 1941 года и до конца июня 1944-го две трети самой экономически развитой части территории региона находились под оккупацией Финляндии — союзницы нацистской Германии.
В период оккупации в республике было создано свыше 100 концентрационных и трудовых лагерей для гражданского населения и советских военнопленных. К концу 1941 года в них находились более 20 тыс. человек (преимущественно женщины, старики и дети), в апреле 1942 года их количество достигло почти 24 тыс. В дальнейшем общая численность содержавшихся в концлагерях узников колебалась от 15 до 18 тыс., что составляло около 20% всего попавшего в оккупацию населения.
За время финской оккупации только в петрозаводских концлагерях погибли свыше 7 тыс. узников. Всего убиты и замучены 8 тыс. мирных граждан, в финских и немецких лагерях погибли более 18 тыс. советских военнопленных. Ранее аналогичные заявления рассмотрели суды 21 региона страны. В настоящее время заявление в суд также подала прокуратура Тульской области.