На данных и иных территориях области в период ее оккупации действовали прибывшие вслед за частями вермахта специальные карательные подразделения и сформированные ими вспомогательные структуры. В 1941–1943 годах они систематически расстреливали мирных граждан, а также военнопленных Красной Армии, использовали иные способы уничтожения людей, производили незаконные аресты советских граждан, применяли жестокие пытки и истязания, после чего арестованных убивали, а тела сбрасывали в ямы.
За период временной оккупации области немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками уничтожено не менее 126 тысяч мирных советских граждан и военнопленных.
Изложенные факты подтверждаются свидетельствами многочисленных очевидцев, материалами Чрезвычайной Государственной Комиссии (начавшей работу на территории Ростовской области 19.06.1943), актами районных и городских комиссий, докладными записками и информациями органов безопасности о положении в городах и районах Ростовской области, зверствах и злодеяниях немецко-фашистских захватчиков в период оккупации. Убийства мирного населения и военнопленных также установлены и подтверждены приговорами судов.
В целях признания совершенных злодеяний военными преступлениями и преступлениями против человечества, как они определены в Уставе Нюрнбергского международного военного трибунала и подтверждены в феврале и декабре 1946 г. резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН, а также геноцидом национальных и этнических групп, представлявших собой население СССР, – народов Советского Союза как частью плана, заключавшегося в намерении нацистской Германии отделаться от всего местного населения Советского Союза путем изгнания и истребления его для того, чтобы колонизировать освободившуюся территорию немцами, прокуратурой Ростовской области направлено в Ростовский областной суд заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение.