«Одним из самых страшных проявлений нового немецкого порядка на территории Севастополя стал угон на принудительные работы в Германию. Так, согласно воспоминаниям дежурного железнодорожной станции Севастополя Гастаева, уже в августе 1942 года со станции было отправлено два эшелона по 60 вагонов в каждом, в каждом вагоне — по 55 человек. Вагоны были с закрытыми окнами, переплетены колючей проволокой, двери были закрыты на болтах, охрана строгая, вагоны грязные из-под живности, то есть с навозом. По естественной надобности не выпускали, всё это происходило в вагоне. Всего в двух эшелонах были вывезены 3600 человек», — цитирует показания свидетеля Гастаева заместитель директора Музея обороны Севастополя по научной работе Анна Селиванова.
Также заместитель председателя Госсовета Республики Крым Владимир Бобков огласил факты целенаправленного уничтожения советских военнопленных на территории Крыма во время оккупации в годы Великой Отечественной войны.
«По меньшей мере 250 000 воинов Красной Армии были пленены в различные этапы боевых действий на территории нашего полуострова. В Крыму в их отношении были совершены жесточайшее преступления, которые до сих пор не получили комплексной юридической оценки. И надеюсь, что это будет сделано в рамках этого судебного процесса. Те материалы, которые удалось обобщить за это время, показывают, что по меньшей мере 54 лагеря военнопленных, разных по масштабам, разных по времени функционирования существовали здесь в период нацистской оккупации», — сказал заместитель председателя Госсовета Республики Крым, кандидат исторических наук Владимир Бобков.
Следующее заседание суда пройдет 7 июля в закрытом режиме. Верховный суд Крыма исследует документы, составляющие государственную тайну, по делу о признании геноцидом событий на полуострове в годы Великой Отечественной войны. Оглашение судебного постановления будет проведено публично.
Судебный процесс о признании геноцидом массового убийства советских граждан нацистами и их пособниками, прошедший в Крыму, является пятым в российской истории. Ранее аналогичные дела рассматривались в Новгородской, Псковской, Ростовской и Орловской областях.