Ранее, 10 октября, по поручению Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова, прокурор Калининградской области направил в суд заявление о признании военными преступлениями и преступлениями против человечности, геноцидом советского народа установленных и вновь выявленных преступлений, совершенных нацистами и их пособниками на территории региона.
Территория Восточной Пруссии (ныне – Калининградская область) была местом масштабной эксплуатации в личных немецких хозяйствах советских граждан, угнанных с оккупированной территории. Их использовали в качестве рабов, пригнанные люди выставлялись на торги на «бирже труда», как на невольничьем рынке. Славянских девушек продавали хозяевам по 15 марок за душу.
Насильственно угнанные мирные граждане, в том числе дети, и советские военнопленные продавались немецким помещикам, работали в сельском хозяйстве или на промышленных предприятиях. Рабочий день длился от восхода солнца до заката, доходя до 18 часов в сутки, питание могло состоять лишь из водяной похлёбки и небольшого количества хлеба, а сами рабочие регулярно подвергались избиением со стороны хозяев. Многие погибали от таких тяжёлых условий работы.
При производствах функционировали лагеря для «остарбайтеров». В Кёнигсберге подобные лагеря находились при верфи «Шихау», вагонном заводе «Штайнфурт», патронном заводе «Прессверке» и артиллерийском заводе «Остландверке» в Метгетене и других местах.
На территории нынешней Калининградской области в годы войны располагалось порядка 50 немецких лагерей, из них свыше 30 – трудовые. Непосредственно в г. Кёнигсберге размещалось 17 лагерей, в самом крупном из которых находилось более 22 тысяч узников. Средний рацион заключённых составлял 180-250 грамм хлеба, изготовленного наполовину из опилок, и литр разбавленного «супа» из брюквы или перловки. Рабочий день мог продолжаться 10 и более часов. Истощение, нечеловеческие условия содержания и болезни приводили к массовой смертности среди заключённых.
Одним из крупнейших немецких концлагерей в Восточной Пруссии являлся концлагерь Штуттгоф (Штуттхоф, Штутгоф). И хотя он располагался близ города Данциг (ныне – Гданьск, Польша), в его бараках погибали тысячи советских граждан, а сам лагерь имел десятки филиалов по всей территории Первого военного округа. За годы войны в этот лагерь попали около 110 тысяч заключённых, из которых около 65 тысяч погибли. Помимо военнопленных, в Штуттгофе содержались и мирные граждане, в том числе женщины и дети. Лагерь действовал с сентября 1939 года и был освобождён солдатами Красной Армии 9 мая 1945 года.
В Штуттгофе широко практиковалось массовое уничтожение заключённых. Узникам вкалывали бензин и различные ядовитые вещества, умерщвляли их в газовых камерах, расстреливали и лишали пищи. Среди заключённых искусственно распространялись смертельные бактерии сыпного тифа. Аналогичными были и условия содержания в филиалах концлагеря, располагавшихся на территории Кёнигсберга и его окрестностей.
Суд в Калининградской области по делу о геноциде советских граждан нацистами и их пособниками станет уже семнадцатым в современной истории России. Ранее подобные процессы прошли в Новгородской, Псковской, Ростовской, Брянской, Орловской, Воронежской, Смоленской, Московской, Волгоградской, Калужской областях, Краснодарском крае, в Республике Крым, Ленобласти, Санкт-Петербурга, Ставропольском крае и Белгородской области.