«После окончания Второй мировой войны ЦРУ последовательно использовало в своих целях нацистских пособников, тех, кто сотрудничал с Третьим рейхом, прежде всего из стран Восточной Европы», — сказал Дюков.
«Почему эти люди были так важны для ЦРУ? Дело в том, что любой представитель ... подпольных организаций, таких как, например, ОУН* (Организация украинских националистов)*, сам по себе представляет собой фактически сеть контактов, агентов, боевиков, и эти сети ЦРУ перехватывала в свою пользу», — пояснил собеседник агентства.
Масштабным было использование ЦРУ в своих интересах украинских националистов, отметил Дюков. Он напомнил об операции западных спецслужб во главе с ЦРУ под кодовым названием AERODYNAMIC, в ходе которой украинская вооруженная эмиграция и бандеровское подполье на Западной Украине использовались для борьбы с Советским Союзом.
«Но не менее масштабным было использование и карателей из числа выходцев из Прибалтики, непосредственно виновных в совершении военных преступлений и преступлений против мирных граждан в годы Великой Отечественной войны», — отметил Дюков.
Он привел ряд фактов, которые стали известны относительно недавно, и которые были обнародованы фондом «Историческая память».
«Например, на ЦРУ работал Янис Цирулис, палач Жестяной Горки», — сказал Дюков. В начале Великой Отечественной войны Цирулис дезертировал из рядов Красной армии и пошел служить гитлеровцам во вспомогательные формирования («силы самообороны»), составленные из латышей и занимавшиеся уничтожением евреев и коммунистов. В сентябре 1941 года был зачислен в состав 16-го Земгальского полицейского батальона, а в 1942-м в составе «тайлькоманды» полиции безопасности и СД отправился на восток, в Ленинградскую область.
Там в районе деревни Жестяная Горка (ныне входящей в состав Новгородской области) Цирулис участвовал в массовых убийствах мирного населения. Всего было убито более 2,5 тысячи человек, в том числе женщин и детей. С 1944 года Цирулис, как и большинство других латышских коллаборационистов, служил в Ваффен СС, сначала командовал ротой, затем батальоном 34-го полка 15-й латышской дивизии Ваффен СС.
После падения Третьего Рейха Цирулис проживал в ФРГ, где был одним из членов правления, а затем и председателем западногерманского крыла общества «Ястребы Даугавы» (Daugavas Vanagi) — наиболее активной военизированной националистической организации, созданной бывшими латвийскими легионерами СС. Ее филиалы имелись в 12 странах Запада, в том числе в США, Англии и Канаде. В организацию входило около 130 местных отделений, объединявших более 9 тысяч человек.
После распада Советского Союза отделения организации открыты в Латвии. Сейчас отделения Daugavas Vanagi существуют во всех странах, где выявлено наибольшее количество проживающих ветеранов Латышского легиона СС. Именно с подачи «Ястребов Даугавы» в Латвии 16 марта ежегодно отмечается как день памяти Латышского легиона.
«Мы, к сожалению, о преступной деятельности Цирулиса узнали лишь несколько лет назад, когда были рассекречены соответствующие архивные документы. А вот в ЦРУ, вне всякого сомнения, о преступлениях Цирулиса знали», — сказал Дюков.
В своих интересах ЦРУ использовало и «убийцу за письменным столом» — Робертса Штиглица, отметил собеседник агентства.
«Этот случай по-своему уникален. Штиглиц начал службу в латвийской полиции еще в 1919 году, активно боролся с коммунистическим и рабочим движением. В 1940 году, до вхождения Латвии в состав СССР, занимал должность начальника агентурного отдела полиции безопасности. Затем сбежал в Финляндию, там пошел на службу нацистам и летом 1941 года с ними вернулся в Ригу», — отметил Дюков.
«Гитлеровцами Штиглиц был назначен префектом Риги, он курировал деятельность полиции, в том числе массовые убийства евреев», — добавил историк.
В 1944 году Штиглиц бежал в Германию, после войны перебрался в Бразилию, где и был завербован ЦРУ, а затем переехал в США, рассказал Дюков.
ЦРУ использовало коллаборационистов и в пропагандистских целях, отметил Дюков.
«Примечательный пример этого — Вилис Хазнерс. В 1941 году после начала войны был назначен начальником штаба «полиции порядка» в Риге, непосредственно причастен к массовым убийствам евреев. В 1943 году его перевели на службу в Латышский легион СС, на следующий год он стал командиром батальона в 32-м полку 15-й латышской дивизии Ваффен СС, дослужился до звания штурмбаннфюрера, что эквивалентно майору», — добавил собеседник агентства.
«Хазнерс после войны бежал в США, возглавлял филиал Daugavas Vanagi, и работал на радиостанциях «Свобода»** и «Свободная Европа»** , освещая в эфире ни больше ни меньше, как тему нарушений прав человека в Советском Союзе», — сказал Дюков.
По его словам, на службе у ЦРУ состояли и достаточно большое число белорусских националистов, в годы войны также служивших в разных карательных подразделениях.
«Поэтому для работы ЦРУ на восточном направлении, против Советского Союза, использование пособников нацистов, карателей, убийц было нормой, а не исключением», — подчеркнул Дюков.
Не приходится сомневаться, что эта практика используется и сейчас, добавил он.
«Дети и внуки тех карателей стали полноценными американскими гражданами, они воспитаны соответствующим образом, и являются своеобразным «кадровым резервом» ЦРУ. Мы же видели, как потомки латышских эсэсовцев из общества Daugavas Vanagi заняли важные позиции в современной Латвии, осуществляя в том числе и деятельность, связанную со спецслужбами», — отметил историк.
«И, конечно же, на Украине неонацизм расцвел при поддержке ЦРУ, об этом надо прямо говорить», — подчеркнул Дюков.