«Климентий Тен выжил по причине того, что в момент событий в Ейском детском доме находился на сельхозработах. Разыскали его сына Игоря, он живет в Москве. Установлено, что Климентий после войны нашел свою семью, маму, жил в Душанбе, затем переехал в Москву, где закончил университет и работал редактором исторического журнала», — сообщила Цунаева.
Она пояснила, что в личном архиве имеются фотографии Климентия Тена. По ее словам, в 1943 году Тен был очевидцем эксгумации останков детей и принимал участие в их опознании по останкам одежды, личным вещам, таким как марки, игрушки, костыли.
Работы по установлению обстоятельств трагедии проводятся в рамках проекта «Без срока давности», суть которого состоит в восстановлении исторической справедливости по отношению к памяти жертв среди мирного населения в годы Великой Отечественной войны, установлении правды о действиях нацистов и их пособников.
В начале Великой Отечественной войны в Ейский детский дом перевезли порядка 200 детей, эвакуированных из детского дома в Симферополе. В 1942 году Ейск был оккупирован немецкими войсками, в октябре детей погрузили в несколько грузовиков и увезли к месту будущего захоронения. Тела 214 убитых детей обнаружили после освобождения Краснодарского края в 1943 году в районе Широчанского хутора.
Согласно рассекреченным ФСБ архивам, члены зондеркоманды СС-10 «а» под руководством доктора Курта Кристмана с участием начальника гестапо города Ейска обер-лейтенанта Бедедекера, коменданта города Кандлера и врача гестапо Штрауха, применяя мобильные газовые камеры, совершили массовое убийство воспитанников детского дома Ейска. Часть военнослужащих, в том числе Курт Кристман, были осуждены за эти преступления.
Сообщалось, что в рамках расследования СК проверяет на причастность к геноциду Гельмута Оберлендера, который служил в немецких войсках переводчиком. В 1940-х и 1960-х годах несколько переводчиков и участников карательной операции были задержаны, дали признательные показания. Некоторые из них были осуждены, а Оберлендер скрылся от органов предварительного следствия, после капитуляции Германии смог избежать уголовной ответственности и проживает в Канаде.