Геноцид народов СССР
Спектакль-концерт по случаю 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
Владимир Путин и Президент Белоруссии Александр Лукашенко выступили на спектакле-концерте, посвящённом 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Торжественное мероприятие прошло на стадионе «Газпром Арена» в Санкт-Петербурге. Среди почётных гостей — ветераны Великой Отечественной войны, защитники и жители блокадного Ленинграда, труженики тыла. Художественный и музыкальный руководитель концертной программы — Юрий Башмет.

Ранее в этот день президенты России и Белоруссии приняли участие в открытии мемориала мирным жителям СССР — жертвам нацистского геноцида в годы Великой Отечественной войны.

Выступления на спектакле-концерте

В.Путин: Уважаемые ветераны, ленинградцы! Уважаемый Александр Григорьевич! Дорогие друзья!

Сегодня особый день. Его значение ничем невозможно измерить, кроме тех чувств, которые испытал тогда, в январе 44-го, каждый житель измученного и героического блокадного города.

Ровно 80 лет назад Ленинград был полностью и бесповоротно освобождён от вражеской, нацистской осады. Его великая судьба, борьба и мужество, его победа навсегда останутся одной из самых трагических, но и самых триумфальных страниц в истории нашей страны, да и всего мира.

В нацистской директиве «О будущем города Петербурга» было прямо указано, что его надлежало блокировать и — дальше цитата — «стереть с лица земли», а возможные предложения о сдаче, как было написано в этой директиве, «должны быть отклонены». Но самодовольный враг зря ждал капитуляции: город сражался. Ленинградцы, бойцы Красной армии встали стеной на пути у захватчиков.

Нацисты действовали люто, цинично, в точном соответствии с беспощадными приказами. Почти беспрерывно вели артобстрел города, бомбили с воздуха и осознанно, что называется, планово обрекали почти два с половиной миллиона жителей на голодную смерть, на запредельные, немыслимые лишения.

872 дня Ленинград был в блокадном кольце. Пульсом города стал метроном, а его сердцем — люди, которые, несмотря на все испытания, продолжали трудиться, бороться ради спасения города, родной страны, ради Победы.

872 дня в окрестностях Ленинграда нацисты и их пособники творили ад кромешный на Земле: казнили и измывались над беззащитными гражданами, убивали военнопленных, уничтожали бесценные памятники, грабили музеи, исторические дворцы и усадьбы.

872 дня на подступах к Ленинграду шла ожесточённая битва. И победу одержали наши, советские солдаты и офицеры, которые сражались за правду, свободу и справедливость, за своих близких, за свой дом, за Родину.

Сегодня мы отдаём дань глубочайшего уважения их отваге и мужеству, чтим память каждого участника обороны Ленинграда, каждого жителя осаждённого и не покорившегося врагу города. Скорбим о тех, чья жизнь оборвалась в боях на Невском пятачке, у Ораниенбаума и Кронштадта, на Пулковских и Синявинских высотах, в водах Ладоги и Финского залива, о тех, кто обрёл вечный покой на Смоленском, Серафимовском, Волковском, Пискарёвском кладбищах, в бесчисленных братских могилах.

Объявляется минута молчания.

(Минута молчания.)

Дорогие друзья!

Сегодня в Гатчине был открыт мемориал мирным жителям Советского Союза — жертвам нацистских расправ в годы Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда навсегда останется в истории как самый страшный пример массового убийства советских граждан. От голода и болезней в городе погибло свыше одного миллиона человек, в основном это пожилые люди, женщины, дети. Это число сложно осмыслить и представить.

Но это лишь часть тех бесчинств, что обрушили на нашу землю, на наш народ нацисты и те, кто им присягнул, прислуживал, стал соучастником зачистки так называемого жизненного пространства для так называемой высшей расы, исполнителем зверских карательных операций, казней мирного населения на оккупированных территориях.

Их действия в отношении многонационального советского народа полностью соответствуют признанному во всём мире определению геноцида. И мы добьёмся, чтобы оценка таких преступлений была незыблема в системе международного права.

Агрессия, с которой столкнулась сегодня наша страна, прямо свидетельствует: тогда, в 1945 году, нацизм был повержен, но не изжит. Русофобия, ксенофобия, национализм стали орудием реваншистов во многих странах Европы, в Прибалтике, к сожалению, на Украине.

Им мешает, не выгодна настоящая, подлинная история. Отсюда постоянные попытки пересмотреть, извратить причины, ход и сами итоги Второй мировой войны, возвеличить убийц и оболгать героев. Они нагло врут, в бессильной злобе сносят памятники тем, кто освободил планету от нацизма, и тем самым отказываются, отрекаются от своих же предков. И это тоже преступление.

Мы никогда не предадим память и подвиг наших отцов, дедов, прадедов. Никогда не забудем их жертвенный путь к Великой Победе. У каждого из нас есть родные, которые сражались на фронте или трудились в тылу. Их самоотверженность и сплочённость, искренняя любовь к Родине дали запас духовной, нравственной прочности на многие поколения вперёд.

И все они живут в наших сердцах: герои Брестской крепости, обороны Москвы, защитники волжских рубежей и курских полей, генералы и рядовые, солдатские матери, труженики тыла и, конечно, мужественные, несгибаемые жители блокадного города на Неве.

Вся Россия чествует сегодня ваш подвиг.

С праздником вас — с Днём полного освобождения Ленинграда от нацистской блокады!

А.Лукашенко: Уважаемый Владимир Владимирович! Дорогие друзья!

Всем вам, нам посчастливилось родиться, жить, учиться и работать в великом городе-герое — городе, который навсегда останется в памяти потомков символом несгибаемой воли, стойкости и мужества советских людей.

Нет в мире примера, сравнимого с подвигом ленинградцев. Преодолев голод, холод, жажду, пережив бесконечные смерти родных и близких, они сохранили в себе человечность. Судьба каждого из них — история духовного подвига. Эту историю знаем по воспоминаниям очевидцев, архивным кадрам, кинохроникам, газетным статьям тех лет. Мы понимаем, перечитываем, помним, пересматриваем, ищем ответы на вопросы, которые ставит перед нами время, — вопросы сложные и принципиальные. Эти вопросы мы пытаемся решить и сегодня.

Наиважнейшие из них — сохранение правды о той войне. Эта правда демонстрирует глубину нравственного и морального падения тех, кто встал под знамена нацистской Германии. Она падает чёрной тенью на многие западноевропейские страны. Это наша правда. Но речь не идёт о вражде с их народами. Мы, наследники победителей, противостоим идеологии нацизма, от которой страдали и немцы, и французы, и многие, многие другие народы.

Также мы ставим вопрос признания геноцида советского народа. До сих пор неизвестно точное число жертв той страшной Великой Отечественной войны. И в Белоруссии, и в России мы всё ещё находим останки убитых матерей, прижимающих к груди младенцев, грудных младенцев, похороненных заживо. Таких сюжетов не счесть, и цифры ужасают.

Мы мирные люди, мы не хотим войны. Но перед нами снова поставлен вопрос о праве на жизнь нашей цивилизации, о сохранении исконных ценностей национальных культур. Чужого нам не надо, особенно тех благ, которые не единожды насаждались нашим предкам огнём и мечом. И тем не менее как после Победы, так и сегодня мы призываем к мирному диалогу, но при условии уважения нашей исторической памяти и правды о той войне. Мы открыты любым дружественным шагам навстречу и в России, и в Беларуси.

Дорогие друзья!

Ровно 80 лет назад полное снятие блокады Ленинграда сделало Великую Победу ещё ближе. Нам предстоит отметить много годовщин великих битв и сражений, которые в итоге остановили самую жестокую в истории человечества войну.

Подъезжая на это мероприятие, мы с Владимиром Владимировичем обсуждали много идей, пытались контрпропагандировать, обсуждая их, и он назвал одну ужасную идею наших мерзких — наших уже, — мерзких молодых, которые до сих пор не могут успокоиться, которые не видели войны, да и серьёзного горя не видели, которые говорят: «Да не надо было защищать Ленинград! Надо было его оставить! И огромное количество, более миллиона, жизней сохранили бы».

Опасная тенденция. Они, сволочи, из прошлого пытаются смотреть в настоящий день. А заключается всё в логике: но если не надо было защищать Ленинград, так а зачем было защищать Москву? Вообще не надо было защищаться — до Урала, по крайней мере. «Они бы пришли к нам и сделали бы нас лучше». Я согласен с Президентом России, который говорит: «Но мы бы потеряли свою цивилизацию и мы бы сегодня не жили на этой земле, если бы не боролись за каждый клочок земли».

Но, как я сказал, они из прошлого смотрят в настоящее. И логика в чём: да не надо сопротивляться, не надо бороться. Они сегодня на наших границах точат мечи, чтобы прийти к нам, они идут снова к нам, чтобы сделать нас «лучшими». «Не надо сопротивляться». «И где будем мы?» — вот главный вопрос, на который мы сегодня пытаемся ответить.

Мы отвечаем и ответим — будьте в этом уверены. И пусть память о тех, кто ушёл от нас, вдохновляет нас на созидание во имя будущего наших народов, во имя мира. Мы сохраним свою цивилизацию. В этом вы можете быть уверены.

Спасибо.