Установлено, что после начала Великой Отечественной войны Ставропольский край рассматривался в качестве одного из регионов для эвакуации населения из западных районов СССР. В январе 1942 г. на территории региона размещены около 170 тыс. граждан. В феврале этого же года было принято решение об эвакуации на территорию Ставрополья жителей блокадного Ленинграда.
В связи с этим в Ставропольском крае в числе жертв нацизма оказались и граждане, эвакуированные из других регионов СССР.
Всего на территории края немецкими оккупационными властями и их пособниками путем массовых расстрелов, погребения заживо, отравления и истязания преднамеренно массово истреблено более 28 тыс. мирных жителей, 274 военнопленных, проходящих военную службу в Красной Армии – Вооруженных Силах СССР.
Массовые расстрелы мирного населения зафиксированы на всей временно оккупированной территории края. Также установлены факты отравления ядами несовершеннолетних и случаи погребения жертв заживо.
Так, в г. Ставрополе 12 августа 1942 г. фашистские захватчики, собрав на привокзальной площади 3,5 тыс. жителей города, перевезли их в район аэродрома, где расстреляли.
Истреблению подвергались и душевнобольные люди. Пациентов Ставропольской психиатрической больницы группами по 70-75 человек помещали в герметически закрывающийся кузов автомашины, в котором умерщвляли посредством отравления удушающими газами. За период временной оккупации уничтожено 660 пациентов Ставропольской психиатрической больницы.
Всего в г. Ставрополе замучены, расстреляны и отравлены около 5,5 тыс. человек.
В июле 1943 г. в г. Минеральные Воды массово расстреляны и отравлены удушающим газом 6,3 тыс. мирных граждан.
Во время оккупации Ставропольского края помощник прокурора края Клавдия Ильинична Абрамова за отказ сотрудничать с оккупантами была подвергнута жестоким пыткам. После на ее глазах были расстреляны ее малолетние дочери, а затем фашисты расстреляли и ее.
Изложенные факты подтверждаются материалами уголовных дел и архивными данными. Убийства мирного населения и военнопленных также установлены и подтверждены приговорами судов.
Данные документы исследованы в ходе рассмотрения гражданского дела. Процесс прошел с привлечением специалистов и научных сотрудников краеведческого музея и государственного архива.
Требования прокурора удовлетворены в полном объеме. Участие по делу принимал прокурор края Юрий Немкин.