Геноцид народов СССР
Генпрокуратура Белоруссии в ноябре направит в суд новые материалы по делу Хатыни
По словам генерального прокурора республики Андрея Шведа, речь идет о деле в отношении участника убийства в годы Великой Отечественной войны жителей деревни Владимира Катрюка
07.09.2023 — ТАСС
МИНСК, 7 сентября. /ТАСС/. Генеральная прокуратура Белоруссии планирует в ноябре для посмертного процесса направить в суд дело в отношении участника убийства в годы Великой Отечественной войны жителей деревни Хатынь Владимира Катрюка. Об этом сообщил журналистам генеральный прокурор республики Андрей Швед.
«В ноябре мы планируем отправить первые материалы в отношении Катрюка. Это палач, который служил в украинском националистическом карательном батальоне. Работа практически завершена», — сказал генпрокурор в ходе посещения недавно установленных мест массового убийства и захоронения мирных жителей и военнопленных в годы Великой Отечественной войны в урочище Уручье под Минском.

Проведение посмертных процессов в отношении нацистских преступников стало возможно после принятия в Белоруссии соответствующего закона, который в середине июля был подписан президентом республики Александром Лукашенко.

«Сейчас мы уточняем юридические процедуры, в том числе ищем его [Катрюка] родственников для того, чтобы их оповестить о начале процесса. Далее в этом году уйдут материалы в отношении еще двух карателей. В следующем году мы планируем не менее 15–20 материалов направить в суды для того, чтобы в порядке, установленном законом, доказать и определить вину палачей, которые истребляли здесь мирных людей и военнопленных», — добавил генеральный прокурор.

Закон, предусматривающий возможность суда над умершими нацистами, внес изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Белоруссии. В частности, ранее законодательство не предусматривало возможности производства в отношении умерших лиц без согласия их близких родственников. Также закон предусматривает недопустимость отказа в возбуждении уголовного дела и прекращения производства в отношении умерших лиц, совершивших не имеющие срока давности преступления против мира и безопасности человечества, в том числе геноцид, а также военные преступления. Ранее, представляя документ в парламенте, генеральный прокурор отмечал, что участие защитника в таких делах будет обязательным, при этом в отношении умершего обвиняемого при доказанности его виновности суд вынесет приговор без назначения наказания.

Палач из рядов Сопротивления

Уроженец Северной Буковины, которая в настоящее время входит в Черновицкую область Украины, Владимир Катрюк в 1942 году вступил в организованный нацистской Германией 118-й вспомогательный батальон охранной полиции. Его подразделения участвовали в убийстве 22 марта 1943 года 149 жителей деревни Хатынь, ставшей одним из символов зверств фашистов и их пособников на белорусской земле. По свидетельствам очевидцев, Катрюк, перед сожжением Хатыни добивавший раненых жителей соседней деревни Козыри, расстреливал пытавшихся выбраться из горящего сарая хатынцев. В 1944 году он дезертировал из карательного батальона, воевал с немцами в рядах французского Сопротивления, а в 1951 году по фальшивым документам уехал в Канаду, где получил гражданство. В ходе нескольких процессов канадский суд не признал доказанным участие карателя в военных преступлениях. Незадолго до его смерти в мае 2015 года Следственный комитет РФ призвал Канаду депортировать обвиняемого в геноциде Катрюка в Россию, однако Оттава запрос проигнорировала.

Генпрокуратура Белоруссии возбудила уголовное дело о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны в апреле 2021 года. К настоящему времени сотрудники прокуратуры допросили около 17 тыс. свидетелей преступлений и направили за рубеж запросы о выдаче остающихся в живых нацистских преступников. Несколько стран отказали в оказании такой помощи Минску, по данным которого еще могут быть живы более 400 лиц, связанных с геноцидом белорусского народа в годы войны. По оценке генерального прокурора республики, полное расследование дела о геноциде белорусского народа займет еще до семи лет.