Процесс главных немецких военных преступников в Нюрнберге
Вечернее заседание 27 мая.
// «Известия» № 125 (9041) от 29 5 1946 г. [4]
НЮРНБЕРГ, 27 мая. (ТАСС). В вечернем заседании трибунала продолжался допрос подсудимого Ширака. Представитель советского обвинения тов. Александров привел показания одного из членов организации «Гитлерюгенд» об участии последней в злодеяниях на оккупированных территориях. Обвинитель устанавливает, что участие немецкой молодежи в подобных зверствах было обусловлено соответствующим воспитанием и подготовкой в «Гитлерюгенд».

После нескольких дополнительных вопросов адвоката Заутера короткий допрос Шираха проводит председатель трибунала Лоуренс. На этом заканчиваются показания подсудимого Шираха.

Место за свидетельским пультом занимает вызванный защитником Заутером свидетель Лаутербахер. Свидетелю сейчас тридцать семь лет, но он уже в тринадцатилетнем возрасте вступил в фашистскую юношескую организацию. С 18 лет он работал на руководящих постах в организации гитлеровской молодежи. С 1932 года Лаутербахер руководил «Гитлерюгендом» в Вестфалии, а с 1934 года стал руководителем штаба молодежи всей Германии, оставаясь на этой должности до отъезда Шираха в Вену в 1940 году.

Отвечая на вопросы защитника Заутера, этот свидетель, бывший в течение шести лет правой рукой Шираха, в точности перепевает показания своего бывшего шефа и выгораживает его. Тенденция в показаниях свидетеля Лаутербахера сразу становится ясной после оброненного защитником замечания: «Господин свидетель, я уже говорил с вами в тюрьме по данному вопросу...».

Несомненно, вопросы защитника и ответы свидетеля были составлены заранее. Вот почему свидетель отвечал адвокату, как по шпаргалке.

Личность этого свидетеля вскрывается в полной мере, когда к перекрестному допросу приступает представитель американского обвинения Додд. Отвечая на вопросы обвинителя, Лаутербахер признается, что уже с 1934 года он был группенфюрером СА, а с 1940 года стал , бригадефюрером СС.

Однако этот воспитанник «Гнтлерюгенда» уклончиво или отрицательно отвечает на вопросы обвинителя, связанные с его деятельностью в Ганновере. Между тем обвинитель устанавливает, что, будучи гаулейтером, Лаутербахер ссылал людей в концентрационные лагери, повесил 15 рабочих из восточных областей в публичном месте — на рынке, отдал приказ о расстреле или отравлении пяти тысяч заключенных весной 1945 года перед занятием Ганновера союзными войсками.

По приглашению защитника Заутера в зал вводят другого свидетеля — Густава Генкена, находившегося в организации гитлеровской молодежи с 1933 года. Допросом этого свидетеля заканчивается вечернее заседание трибунала.