Процесс главных немецких военных преступников в Нюрнберге
Утреннее заседание 6 февраля
// «Известия» № 033 (8949) от 7 2 1946 г. [6]
Утреннее заседание трибунала начинается выступлением представителя французского обвинения Гертофер, который представляет документальные доказательства разграбления гитлеровцами произведений искусств во Франции и других странах Западной Европы.

Грабеж происходил систематически и организованно.

Отдельные гитлеровские организации или их уполномоченные действовали во исполнение общих планов, разработанных гитлеровскими руководителями. В основном грабеж осуществлял специальный штаб Розенберга, находившийся под прямым покровительством и руководством Геринга.

Стремление захватить произведения искусств так же, как и другие материальные ценности, являлось одной из основ гитлеровской захватнической политики. В разных странах грабеж произведений искусства производился различными способами и различными организациями, но под общим руководством штаба Розенберга. Во Франции гитлеровцы осуществляли ограбление при помощи так называемой службы «по охране» произведений искусств. Гитлеровские военные власти в Голландии грабили под руководством имперского комиссара.

Захват произведений искусств начался с момента вторжения немецких войск во Францию и другие страны Западной Европы.

30 июня 1940 года подсудимый Кейтель издал приказ о конфискации произведений искусств. В этом приказе говорилось, что после доклада министра иностранных дел Гитлер приказал конфисковать произведения искусства, находящиеся во владении Французского государства, а также исторические ценности, которые являются частной собственностью. Вслед за этим последовали приказы о тщательной проверке государственных библиотек и архивов с целью изъятия оттуда книг и документов, которые могли представлять ценность для Германии.

Эти приказы предусматривали также изъятие ценных документов, находящихся во владении церкви. Все это должно было осуществляться при помощи гестапо, работников штаба Розенберга и «полиции безопасности».

Изъятое имущество гитлеровцы либо отправляли в Германию, либо расхищали в своих личных целях, либо продавали в других странах.

Очень трудно, продолжает обвинитель, определить общую стоимость разграбленных немцами произведений искусств, но, по определению подсудимого Розенберга, изложенному в его письме к казначею гитлеровской партии Шварцу, стоимость «изъятых» произведений искусств на 23 января 1941 года равнялась уже 1 млрд, марок.

В докладе д-ра Шольца от 14 июля 1944 года указывалось, что из 203 частных коллекций было «изъято» 21.903 различных предмета искусств. Штаб Розенберга, говорит обвинитель, интересовался не только произведениями искусств, но и книгами, и мебелью. В письме Розенберга Гитлеру говорится о том, что организованное им управление вывезло из Франции, Голландии и Бельгии 40.000 тонн мебели. В отчете управления Розенберга указывается также такая подробность: на перевозку награбленной мебели было использовано 25.984 вагона.

Обвинитель представляет трибуналу документы о том, что захваченные штабом Розенберга художественные ценности шли для удовлетворения личных прихотей гитлеровский заговорщиков. В погоне за выдающимися произведениями искусства подсудимый Геринг, занимался грязными махинациями.

Во Франции, говорит обвинитель, была обнаружена инструкция Геринга, в которой он указывает, как надо делить награбленное. Львиная доля добычи предназначалась Гитлеру. Затем Геринг заботился о пополнении своей личной коллекции. Не был забыт при этом также и Риббентроп.

Обвинитель представляет трибуналу документы, свидетельствующие о связи верховного командования германской армии со штабом Розенберга. Таким образом ответственность за расхищение произведений искусства распространяется и на подсудимого Кейтеля.

Подводя итог сказанному, обвинитель говорит: — История не знает примера такого массового и организованного расхищения художественных ценностей, произведенного руководителями государства, в данном случае самыми крупными участниками гитлеровского заговора.

Приведя материалы, касающиеся разграбления гитлеровскими захватчиками произведений искусства, французское обвинение перешло к изложению своих выводов об индивидуальной ответственности подсудимых.

Слово для изложения этих выводов получил представитель французского обвинения Мунье. После того, как Мунье сделал несколько общих замечаний относительно индивидуальных обвинений, предъявляемых подсудимым, суд объявил перерыв.

По обстоятельствам технического характера вечернего заседания трибунала 6 февраля не было.