Суд над палачами из гитлеровского концлагеря в Бельзене
// «Известия» № 261 (8871) от 4 11 1945 г. [4]
ЛЮНЕБУРГ, 2 ноября. (ТАСС). Сегодня в начале утреннего заседания допрашивались свидетели Владислав Ракоши и Мариан Татарчу, бывшие заключенные, вызванные в суд защитой для подтверждения невиновности подсудимого Пкланского. После допроса этих свидетелей суд приступил к допросу подсудимой Коппер.

В 1940 году Коппер была арестована гестапо в Польше за хранение антигитлеровских листовок и около четырех лет содержалась в разных концлагерях. В декабре 1944 г., находясь в Бельзене, она была назначена помощником старосты барака, позднее старостой, а затем перешла на работу в лагерную полицию.

Коппер жестоко истязала заключенных, Свидетельница Гутерман рассказывает случай, когда Коппер заставила заключенную Фишер стоять продолжительное время на коленях в снегу без обуви. В результате этого Фишер заболела и вскоре умерла. Ставить на колени без обуви в зимний холод было излюбленным способом Коппер истязать свои жертвы.

Только после этого подсудимая была вынуждена признать, что она действительно заставляла заключенных стоять в мороз на коленях.

В своих предварительных показаниях обвиняемая Коппер изобличала многих подсудимых в различных преступлениях. В связи с этим при личном допросе Коппер защитники задали ей целый ряд вопросов всячески стараясь незначительными противоречиями в ее ответах опорочить данные ею предварительные показания и тем самым выгородить подсудимых.

Защитник майор Грэнфилд своими вопросами пытался доказать нервное расстройст во Коппер и ослабление у нее памяти с тем чтобы таким путем опорочить ее показания в отношении подсудимой Грезе. Однако Коппер подтвердила, что в рабочей команде, где начальником была Грезе, ежедневно умирало до 30 человек. Об этой смертности знали все в лагере, и Ирма Грезе получила за это гитлеровский крест «За боевые заслуги».

Защитник подсудимого Францио капитан Робертс заявил, что Коппер не могла видеть, как Францио расстреливал у кухни заключенных. На это заявление защитника подсудимая отвечает: «Сколько же раз я должна утверждать, что видала из своего окна, как разъяренный Францио, стоя на ступеньках кухни, стрелял в заключенных. Я собственными глазами видела по край ней мере 10 человек, убитых Францио». Отвечая на вопрос других защитников, Коппер подтвердила, что обвиняемый Шрейер был эсэсовцем, хотя он это пытался отрицать.