Главари банды Михайловича перед югославским судом
// «Правда» № 187 (9958) от 6 8 1945 г. [4]
БЕЛГРАД, 5 августа. (ТАСС). Как сообщает белградское радио, на заседании суда по делу главарей банды Михайловича продолжался допрос подсудимых.

Обвиняемый Владимир Милошевич признал получение приказа Михайловича не стрелять в немцев. Зато, сказал он, немцы тоже никогда не стреляли в четников. Обвиняемый показал далее, что на курсах террористической группы в Вене, где он «обучался», им рассказывали об «ужасном положении» в освобожденной части Сербии, о том, что партизаны-де уже не хотят продолжать борьбу и т. д. Я сам впоследствии убедился в том, заявил Милошевич, что всё это не соответствовало действительности и было грубой ложью.

В ходе процесса были заслушаны несколько свидетелей, которые дали показания о страшных зверствах ближайшего сотрудника Драже Михайловича майора Лукасевича.

Свидетель Петрич рассказал о том, как Лукасевич приказал казнить захваченного в плен партизана, который потерял связь со своим отрядом.

Другой свидетель, майор югославской армии, сообщил, что Лукасевич зверствовал, убивал и поджигал дома. По распоряжению Лукасевича четники подожгли 50 деревень и зарезали 2.700 стариков и детей.

Заместитель министра торговли Сербии Богданович заявил, что поход с целью истребления мусульман Санджака был возглавлен лично Лукасевичем.

Подробные показания о страшных зверствах Лукасевича дал свидетель Микола Лазар. Он рассказал суду, что в декабре 1943 года батальон народно-освободительной армии, находившийся под его командованием, был на отдыхе. Командующим четниками на этой территории был Лукасевич. Он передал своих людей в распоряжение немцев для нападения на батальон Лазара. 807 бойцов этого батальона попали в плен. Лукасевич дал распоряжение заключить пленных в тюрьму, где немцы и четники мучили их и морили голодом. После шестидневных издевательств Лукасевич передал всех заключённых немцам, которые отправили их в лагерь смерти, где они погибли.

После очной ставки с Микола Лазаром Лукасевич не смог отрицать обвинений, выдвинутых против него.

БЕЛГРАД, 5 августа. (ТАСС). Перед военным судом прошла последняя группа обвиняемых по делу главарей банды Драже Михайловича. Это — террористы и диверсанты, задачей которых было дезорганизовать тыл югославской армии и подготовить условия для выступления в Сербии, которое Михайлович намечал на весну 1945 г.

Обвиняемый Бранко Гашпаревич, по профессии учитель, принадлежал к фашистской организации Льотнча «Збор». В сентябре прошлого года Гашпаревич был вызван в Белград, где тогда находился льотичевский так называемый «сербский добровольческий корпус», и оттуда направлен в Вену для «прохождения курса» диверсионно-террористической школы. Здесь он был принят гестаповцем Тремсом и зачислен в школу террористов в Нейаустерлице. По окончании «курса» Гашпаревича и остальных «слушателей» школы отправили в Сараево в распоряжение четнического полковника Борота, осуществлявшего связь между начальником гестапо в Вене и Михайловичем. Полковнику Борота помогал некий «профессор» Трой, являвшийся германским шпионом еще до войны и имевший звание капитана гитлеровской тайной полиции. Борота и Трой немедленно связали прибывших с Михайловичем, и последний принял Гашпаревича.

Михайлович решил разбить прибывших из Австрии террористов на террористические «тройки» и перебросить их в Сербию для совершения диверсий и террористических актов.

Обвиняемый Антон Шварц, сотрудничавший с гестапо, рассказал суду о том, как осуществлялась связь между четниками и гестаповцами и как на основании списков, составленных главарями четников, немцы производили аресты югославского населения.

Обвиняемые Коста Петрович и Александр Попович передавали Михайловичу через тайную радиостанцию шпионские сведения о положении в освобожденном Белграде.